Сам факт обращения к специалистам - это уже шаг в нужном направлении для положительных перемен. Но большинство родителей, приходя на консультацию со специалистом, совсем забывают, что ребенок - часть системы под названием семья. Чем младше ребенок, тем сильнее влияние этой системы на него.

Ребенок растет не в диком лесу (если речь идет все-таки о среднестатистической семье, а не семье егеря). Он растет в окружении своих родных и близких. Поэтому он перенимает семейные ценности, вырабатывает свои способы и механизмы взаимодействия с этой системой. Как и в любой другой системе, в семье крайне сложно изменить один элемент, не оказывая влияния на другие.

Вот и получается, что ходит ребенок к психологу месяцами (а то и годами) по поводу гиперактивности, например; а спокойнее так и не становится. В чем причина? Может быть и психолог не очень хороший. Но если вы уже сменили много психологов, а результата все равно нет? А причина кроется в том, что окружение, семья вынуждают ребенка реагировать на ситуации привычным образом.

Чтобы изменить поведение, повлиять на переживания ребенка, в первую очередь должны изменить свое поведение члены его семьи. Это касается не только родителей, а всех, кто тесно контактирует с ребенком. Новое поведение окружения будет вынуждать психику ребенка искать новые способы реагирования. Вот тут уже и можно учить ребенка новому поведению, излечивать его фобии и т.д. Любые занятия с психологом не будут иметь никакого эффекта, пока семья ребенка тоже не начнет меняться.

Начните с себя: вы взрослее и умнее своего ребенка, опытнее его. Тогда почему бы не перестать требовать, чтобы он начал меняться, а самим изменить свое отношение к ситуации, способы взаимодействия с ребенком. Ведь то, как вы действовали до этого, привело к неудовлетворяющему вас результату.

Не надо ставить во главу угла ребенка и винить его всегда во всех грехах. Возможно, вы сами где-то подали плохой пример или вынудили его поступить определенным образом. Например, обвиняя ребенка во вранье, вспомните, как часто вы сами лжете по мелочам? Ну не заплатили за проезд, раз контролер не заметил; или сказали утром по телефону своему боссу, что уже подъезжаете к офису, а сами только еще завтракаете. Мелочи, правда? Но, значит, вы сами допускаете ложь в своей семье. Зачем тогда обвинять в ней ребенка? Для него мелочь - соврать, что он сделал уроки. Или другой пример: вы требуете уважения к себе как к родителям. Но при этом сами имеете ужасные отношения со своими родителями.

Ребенок - сложный организм и часть системы под названием семья. Если вы хотите изменить его поведение, будьте готовы измениться сами. Будьте готовы менять свои отношения не только с ребенком, но и с другими членами семьи. Это бывает намного труднее, чем кажется на первый взгляд. Но приносит свои полезные плоды. Намного проще втолкнуть ребенка в кабинет психолога со словами: "Сделайте что-нибудь с ним!" Только результат будет тоже намного меньше, если вообще будет.

Если ваш ребенок внешне безучастен ипокорен, или же в его поведении прослеживаются внезапные вспышки яростии стремление делать «все наперекор» можно просто не разглядеть явныхсимптомов его психологического неблагополучия. Как раз в последнемпримере родные и близкие ребенка, практически уверены, что отклонения вего поведении это следствие отсутствия «твердой руки» отца: «А что Выожидали? Ребенка просто некому поставить на место».
В течение достаточно продолжительно периода ребенок после развода старается использовать все доступные ему способы каким-либообразом его предотвратить. В большинстве своем – это изменившеесяповедение. То, что он может самостоятельно контролировать.
Основные детские тактики:
Ребенок – серая мышка. Дети изо всех сил стараются статьнезаметными, укрыться в дальнем углу и ни каким образом не раздражать родителей и избегают маломальского общения с ними. Данный стильповедения особенно удобен для обоих супругов, ведь ребенок оченьспокойный и послушный.
Ребенок - герой. Дети с данным стилем поведения всеми силамискрывают все свои душевные переживания, опасаясь лишний раз потревожитьродителей, стоически переносят их недоступность в эмоциональном плане ивзваливают на себя их обязанности.
Пример:
1- «Мама, очень устала на работе, она недовольна беспорядком игрязью, и я просто обязан, навести чистоту», - так рассуждает ребенок,при этом, не догадываясь, что требование порядка, это лишь очереднойповод для скандала между родителями, чистоте являются лишь предлогомдля скандала между родителями.
2- Обещания, даваемые самому себе, такие как «Я учиться буду только на «отлично»
Ребенок - больной. Заболевший ребенок – это просто отличныйповод, заставить обоих родителей не расставаться, и держаться, вместеопираясь на чувство вины. В обязанности профессионального психотерапевта перед тем так назначить ребенку соответствующее лечениеи процедуры по поводу детских истерий и неврозов, входит тщательнейшееизучение истории семейных отношений.
Яркие симптомы заболевания:
- тики различной этиологии;
-недержание мочи (энурез);
-обкусывание ногтей (онихофагия);
- недержание кала (энкопрез);
- обгрызание волос (трихотиломания);
- обжорство или наоборот потеря аппетита;
- потеря веса и т.п.
Все это - явные показатели начинающейся детской депрессии, развивающейся в ответ на сложившуюся неблагополучную ситуацию.
У ребенка, не достигшего десятилетнего возраста, просто нет другойвозможности продемонстрировать свой душевный дискомфорт, и онприменяет, лишь доступные ему способы сообщения о нем.
Ребенок эмоционально отстранен. Дети выглядят отстраненными,«летающими в облаках» и абсолютно равнодушными ко всему происходящему. А на самом деле –это поведение защита-показатель говорящая окритической степени дискомфорта. Ребенок просто разочаровался в своихсилах, у него «опустились руки». Но родители, в большинстве своем,данный тип поведения воспринимают наоборот – как признак детскогоблагополучия.
Проблемный ребенок. Это практически аналогично «ребенку-больному»,лишь его заболевание выглядит, как неадекватное поведение дома или жев коллективе сверстников.
Основная часть родительской энергии идет на устранение конфликтныхситуаций связанных с ребенком, вместо того, чтобы заниматься решениемнеприятностей возникающих в собственной семье.

У детей кризис 5 лет проходит по-разному, порой родители могут даже не заметить никаких изменений в поведении малыша. Но чаще всего случается наоборот - поведение кардинально меняется, ребенок становиться агрессивным и неуравновешенным. Родители в такой ситуации не знают, как правильно себя вести, наказывают его, но делать этого категорически нельзя.

Пять лет - очень сложный период в жизни, каким бы смешным ни казалось это утверждение. Ребенок начинает быстро развиваться, его интересует сразу все, появляются новые хобби и увлечения. Часто малыш просто не может справиться с такой нагрузкой, появляются раздражительность и агрессия. Родители должны набраться терпения и стараться помочь своему ребенку, а не наказывать его.

В пять лет происходит окончательное становление личности. Конечно, у некоторых деток этот процесс начинается раньше, у некоторых позже, но средний возраст - именно 5-6 лет. Малыш начинает усиленно подражать взрослым. Часто используются фразы: «Я взрослый», «Я сам». Очень важно убрать излишнюю родительскую опеку в этот период, если хотите, чтобы ваш малыш вырос самостоятельным.

Кризис 5 лет у детей - это интенсивный процесс формирования характера, мозг ребенка активно развивается. Родители должны обеспечить поддержку, а не пресекать попытки самостоятельности.

Симптомы и причины появления

Основные симптомы кризиса 5-ти лет у ребенка - проявление повышенной самостоятельности, интерес ко всему, фантазии. Малыш может придумать сам игры, друзей, события. Порой рассказы ребенка в таком возрасте настолько реалистичны, что ему верят взрослые, а когда выявляется обман - наказывают его.

Не нужно этого делать, просто помогите своему ребенку преодолеть этот кризисный возраст. Если заметили буйство фантазии, предложите малышу вместе сочинять сказки и рассказы - это интересно и увлекательно, а после, возможно, станет настоящим хобби.

Резкая смена поведения, агрессия на слова и действия взрослых - это также симптомы кризиса. Если малыш раньше был послушным и спокойным, то к пяти годам его поведение может кардинально поменяться, будьте к этому готовы. Скованность, закрытость, нежелание разговаривать - это тоже симптомы возрастного кризиса.

Малыш пробует что-то новое, хочет быстрее повзрослеть, но это не получается. Вследствие этого он закрывается в себе, становиться замкнутым, на все вопросы родителей отвечает агрессией. Взрослые должны спокойно реагировать, стараться разобраться в ситуации и помочь. Слишком агрессивное поведение родителей в сторону малыша может спровоцировать возникновение дополнительных проблем с психикой.

Можно выделить несколько основных симптомов, показывающих, что у вашего ребенка начался кризис пяти лет:

  • несвойственное ему поведение, например, повышенная агрессивность, нежелание подчиняться взрослым, непослушание;
  • демонстративное поведение - ребенок может манерничать, подражать взрослым, вызывать тем самым раздражение у родителей;
  • замкнутость, скованность - малыш может стать неуверенным в себе, бояться совсем простых и очевидных вещей;
  • повышенная активность и, как следствие, быстрая утомляемость.

Продолжительность

Стоит помнить о том, что кризис пяти лет наступает не строго в этом возрасте, каждый малыш индивидуален и родители должны помнить об этом и готовиться к возможным трудностям. Кризис пяти лет может начаться неожиданно и закончиться внезапно. Для некоторых процесс происходит незаметно, а некоторые отмечают сильные изменения. В общей сложности кризис пяти лет длиться неопределенное время - от нескольких недель до нескольких месяцев. В некоторых случаях он может продолжаться и год.
Просмотрите видео по обучению, проконсультируйтесь с психологом - и вы поймете, что возрастной кризис - это не такая большая проблема, как может показаться изначально.

Как должны вести себя родители?

Если родители замечают сильные изменения в поведении ребенка, то его либо начинают активно воспитывать, либо ситуация пускается на самотек. Оба пути неверны. Ведь родители должны понимать, что ребенок в пятилетнем возрасте просто не понимает, что с ним происходит, ему необходимо помочь преодолеть трудности, а не наказывать за все начинания.

Часто на ребенка кричат, иногда родители используют и . Не делайте этого, таким поведением вы можете настроить малыша против себя и в итоге воспитать жестокого и обидчивого человека. Подходите ко всем проблемам с пониманием и терпением, дайте ребенку свободу. При этом должна быть практика категорических запретов - малыш должен понимать все с первого раза. Агрессивное поведение и хамство сразу должно пресекаться, ребенок должен это понимать даже не по тону родителя, а по взгляду.

Родители должны постоянно разговаривать с ребенком, при этом важно дать ему понять, что к нему относятся серьезно. Давайте малышу проявить самостоятельность, не стоит этого бояться. Если появляются трудности, малыш может расстроиться и воспримет ситуацию как личную неудачу. Старайтесь не допускать подобных ситуаций, если вы видите, что у него что-то не получается — помогите.

При этом уберите из лексикона подобные фразы: «Отойди», «У тебя не получиться», «Я сам сделаю все за тебя». Необходимо именно помочь ребенку, скажите ему об этом примерно так: «Я знаю, что ты уже взрослый, но просто позволь мне помочь тебе, вместе мы обязательно справимся». Такой простой фразой вы сможете подчеркнуть самостоятельность и индивидуальность ребенка, при этом сможете контролировать любой процесс. Важно отметить, что если ребенок о помощи не просит, не стоит навязываться и поучать. Пусть малыш сам обратится к вам за помощью.

Очень важно в этот период начать приучать ребенка к домашнему труду и выполнению определенных обязанностей. Предложите ему ежедневно покупать хлеб или мыть чашки. Объясните, что свои обязанности в семье необходимо выполнять своевременно, что есть они у каждого и именно от небольших мелочей может зависеть слаженность жизни и семейного уюта.


Ребенок в этом возрасте - прелестное милое создание, занимающееся в основном тем, что знакомится с мамой и папой, которые, в свою очередь, поближе знакомятся с ним. Целью воспитания в течение первого года жизни является развитие спокойного ребенка, у которого должны установиться доверительные отношения со своими родителями.

Взгляды на воспитание детей постоянно меняются, в настоящее время существует мнение, что в первый год жизни ребенка невозможно избаловать. Если ребенок голоден, его надо покормить; если он испуган, его надо успокоить; если он плачет, его надо утешить. Воспитывать в детях послушание пока не нужно - их достаточно приучить к регулярному режиму.

Младенец интенсивно растет. Рост здорового ребенка за первый год его жизни увеличивается в 1,5 раза, а вес - в 2 раза. Но для нас больший интерес представляет другой аспект физического развития. Малыш начинает все более активно и успешно двигаться, а значит, приобретает огромные возможности познания окружающего мира. Что же касается психического развития ребенка, то здесь нужно рассмотреть в первую очередь развитие восприятия и движений рук.

Что такое восприятие?

Зрительное сосредоточение, появляющееся еще на этапе новорожденности, постепенно совершенствуется. После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, и к трем месяцам его продолжительность достигает 7-8 секунд.

Ребенок теперь может следить за движущимися предметами. В 4 месяца он не просто видит, а уже смотрит - живо реагирует на увиденное, двигается и издает радостные звуки. В младенческом возрасте ребенок воспринимает форму предметов и другие их элементы. Когда младенцу показывают картинку с изображением широкой черной полосы на белом фоне, его взгляд не блуждает по всему полю картинки, а останавливается на границе белого и черного пространства. Если ему показывают одновременно однотонный лист бумаги и лист, на котором изображены вертикальные черные линии, он дольше смотрит на второй лист. Младенец проявляет больше внимания к изогнутым элементам, чем к прямолинейным, к фигурам концентрической формы, к изломам - переходам прямой линии в изогнутую. Можно сказать, что в младенческом возрасте дети уже способны ориентироваться во многих параметрах объектов. Их привлекают контрасты, движение наблюдаемых предметов и другие свойства.

К 2-3 месяцам младенец проявляет интерес к объектам, которые в какой-то мере отличаются от тех, что наблюдались им раньше. Но реакция новизны появляется только в узком диапазоне изменений. Не только хорошо знакомые, но и совершенно новые объекты не привлекают надолго внимание ребенка. Более того, новые предметы, которые значительно отличаются от уже виденных ранее, могут вызвать тревогу, испуг или плач.

Ребенок зрительно различает воспринимаемые объекты по степени сложности и цвету. На цвет он может реагировать уже в 3-4 месяца: если кормить его только из красной бутылочки, он безошибочно выберет ее среди бутылочек других цветов. Эта реакция вырабатывается по типу условно-рефлекторных связей. Активный же интерес к цвету появляется позже, с шести месяцев.
У ребенка также начинает развиваться пространственное восприятие, в частности глубины. Американские психологи провели эксперимент с «обрывом»: младенца помещали на стеклянный стол, под которым находились две большие доски, закрепленные на разных уровнях. Разница в уровнях этих досок, обтянутых яркой, в крупную клетку тканью, и создавала иллюзию обрыва. Маленький ребенок, тактильно ощущая ровную поверхность стекла, ползет к матери, не замечая глубины. После 8 месяцев большинство детей при виде «обрыва» начинают плакать.

Считается, что младенец имеет целостную картину мира, а не мозаичный набор цветовых пятен, линий и разрозненных элементов. Воспринимая не отдельные свойства объекта, а объекты в целом, он создает обобщенные образы предметов.

Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений, которые он получает. Взрослые, ухаживающие за ребенком, должны удовлетворять его потребности в новых впечатлениях. Как? Необходимо стараться, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной. Познавательное развитие (в первую очередь, развитие восприятия) младенцев, живущих в однообразной среде, оказывается несколько замедленным по сравнению с развитием тех, кто находится в разнообразной обстановке и получает больше впечатлений.

Движения и действия.

Движения младенца очень сложны и связаны с целостным восприятием, объединяющим разные ощущения. Для этого периода характерна синхронизация движения ребенка и матери.
Под звуки речи или при совместном рассматривании картинки мать и ребенок движутся синхронно, не осознавая этого. Эти плавные, малозаметные движения настолько гармоничны, что у психологов, их фиксирующих, вызывают ассоциации с вальсом.

Сейчас, поскольку речь идет о познавательном развитии, для нас наиболее важным будет развитие движений руки. Движение рук младенца по направлению к предмету и ощупывание предмета появляются на 4-м месяце жизни. В 5-6 месяцев ребенок уже может схватить предмет, для чего требуется сложная зрительно-двигательная координация. Значение этого момента для дальнейшего развития велико: хватание - это первое целенаправленное действие ребенка, оно является обязательным условием, основой освоения манипуляций с предметом. Во втором полугодии движения рук и соответствующие действия интенсивно развиваются. Малыш размахивает схваченным им предметом, стучит, бросает и снова его подбирает, кусает, перекладывает из руки в руку и т. д.

Привязанность.

Поначалу кажется, младенец только и умеет, что смотреть туманным взглядом, беспорядочно двигать ручками-ножками, кряхтеть и громко плакать. Однако это не так. Природа позаботилась о том, чтобы беззащитный младенец с рождения был окружен заботой и вниманием. Она научила его подавать знаки - сигналы. Да-да, это не просто шум, это знаки, которые подает маленький человек большому. Вскоре вы замечаете, что малыш кричит по-разному - он очень быстро обучает маму (и других внимательных взрослых) различать оттенки своего плача. «Есть пора», «хочу, чтоб погладили», «мне мокро». Так ребенок рассказывает нам о своих потребностях.

Чуть позже, на втором месяце жизни, у младенца появляется самый очаровательный знак, что он сыт и вполне доволен вашим поведением, - улыбка! Сначала она адресована всем, кто находится в зоне его влияния. Но очень скоро (через каких-то пару месяцев) крошка научается различать «своих» и «чужих» и будет одних награждать своей прелестной улыбкой, а от других отстраняться. Его внимание и любезность теперь надо заслужить! Улыбка, гуленье, а потом агу-канье - окрыляют, пленяют и переполняют родителей глубоким чувством любви. Так малыш привязывает к себе взрослых и сам привязывается к ним.

Привязанность - это одновременно и природный инстинкт, и начало безусловной любви. Благодаря привязанности ребенок обеспечен заботой и уходом, т. е. тем, что необходимо ему для выживания. Детская привязанность, по мнению психологов, чем-то схожа с импринтингом у животных. Импринтинг - это (буквально) запечатление, «впечатывание» конкретного образа. Это мощный инстинкт, который удерживает детенышей рядом с их защитниками - родителями и способствует выживанию. Так, гусенок примет за свою маму первого, кого увидит, вылупившись из яйца. Он видит гусыню - и она моментально становится «самым авторитетным лицом», птенец будет ходить только за ней, а значит, находиться под ее защитой. Если он первым увидит человеческие ботинки, то будет следовать за ними.

Человеческая привязанность инстинктивна, а потому не менее прочна. Однако в отличие от «привязки» того же гусенка, она появляется не мгновенно. Привязанность ребенка к родителям развивается постепенно, в течение 12-18 месяцев. По мере взросления наши привязанности меняются. Наш безопасный тыл - родители - заменяются ровесниками, затем теми, в кого мы влюбляемся… Но ранняя привязанность самая мощная, память о ней подсознательно остается в человеке на всю жизнь и будет служить моделью для всех дальнейших отношений с другими людьми.

Вывод однозначен и прост: для прочного контакта с детьми необходимо, чтобы они в младенческом возрасте сильно привязались к своим родителям!

Конечно, инстинктивная связь изначально существует между родителями и детьми, особенно между младенцем и матерью, хотя бы потому, что новорожденный ребенок воспринимает себя и ее как единое целое. Однако на исходе третьего месяца он уже осознает свою отдельность. Малыш охотно улыбается другим людям, подолгу гулит, агукает и ко всем идет на руки. Это время формирования его привязанностей. И здесь работает именно инстинкт самосохранения. Малыш крепче привяжется к тому, кто больше его любит - не в смысле гладит и сюсюкает, а удовлетворяет его потребности, кто всегда откликается на его зов - то есть плач, кто кормит, оберегает, носит на руках, когда болит животик. Другими словами, кто соответствует трем главным критериям:

  • хорошо ему знаком;
  • удовлетворяет его жизненные потребности;
  • с кем он чувствует себя комфортно.

Больше всего шансов быть главными в жизни малыша у мамы и у папы, если только они будут соблюдать эти условия.

Тем не менее, когда дети ведут себя плохо, зачастую родители не могут понять, чего пытается добиться ребенок. Также они могут не понимать или быть не согласны с их рассуждениями, в особенности когда ребенок находится в стрессовом состоянии. В некоторых случаях в порыве гнева или расстройства родители могут кричать на ребенка: «О чем ты думал?» Скорее всего, родители при этом не ждут от ребенка вразумительного ответа, хотя ответ можно найти и разъяснить. Изменение поведения ребенка требует понимания причины проявления именно этой формы поведения, а на это нужны время, усилия и успешное общение.
Полезно вспомнить, какие обстоятельства предшествовали возникновению неприемлемого поведения. Где вы и ваш ребенок находились? Что каждый из вас делал? Кто еще при этом присутствовал? Кто, что и в каком тоне говорил? Какая реакция или действия ребенка могли бы стать приемлемыми в этом случае? Обсуждение этих вопросов с ребенком может стать способом для лучшего понимания того, как он смотрит на вещи. С этим новым знанием вам, возможно, будет проще помочь ребенку вести себя так, как вам хотелось бы.

Чаще всего у ребенка проявляется одна конкретная форма поведения, которую родители считают наиболее трудно управляемой. В некоторых случаях вмешательство родителей может быть бесполезным, а иногда даже вредным.
Что делать родителям? К примеру, подумайте над поведением ребенка, который постоянно задирает младших братьев и сестер. Такому ребенку необходимо спокойно объяснить, что задираться непозволительно, но выражать свое несогласие и спорить вполне нормально и допустимо. Объясните или даже продемонстрируйте приемлемое, альтернативное поведение (споры, обсуждение, поочередное комментирование). После этого ребенок должен понять, что если он будет продолжать вести себя агрессивно по отношению к брату или сестре, ему будет сделано предупреждение, а после этого он лишится некоторых привилегий (просмотра телевизора в течение одного дня, возможности приглашать в гости друзей). Если такое поведение будет проявляться снова, приведите в действие обещанное наказание.

Наказание и последствия должны соответствовать проявлению поведения, а также возрасту и возможностям ребенка, и, разумеется, не быть чрезмерными. Наказание (также как и вознаграждение) должно следовать вскоре после проявления поведения, чтобы в дальнейшем избежать возникновения проблемы. То есть наказание ребенка должно проявляться в потере привилегий в этот же или на следующий день, но не в следующем месяце. Эффект от наказания требует того, чтобы оба родителя выступали согласованно или хотя бы не вмешивались и не подрывали авторитета или стараний друг друга.
Родители могут составить программу изменения поведения в отношении некоторых его форм. Такой подход включает в себя изменение поведения как ребенка, так и самого родителя. Программа основывается не на порицании негативного поведения, а на одобрении и поддержке положительного поведения, а также на возложении соответствующих ожиданий для достижения целей и осуществлении ближайших планов. Даже если вы планируете осуществлять программу изменения поведения самостоятельно, вы можете обратиться за консультацией к педиатру или другому специалисту, занимающемуся вопросами поведения, который сможет дать вам совет и оказать поддержку.

Ваши ожидания
Понимает ли ваш ребенок до конца, чего вы от него ожидаете? Вот некоторые советы, о которых следует помнить, когда вы возлагаете на ребенка свои ожидания и говорите ему о них.

  • Свои требования необходимо излагать четко и ясно, они должны быть достижимыми и разумными.
  • Необходимо достичь согласия между тем, чего ожидают родители и сам ребенок.
  • Родители вместе с ребенком должны поставить ближайшие цели; которые могут достигаться постепенно, шаг за шагом. Эти цели должны гарантировать успех, который будет считаться удовлетворительным как для родителей, так и для ребенка.
  • Признавайте старания ребенка, даже если он не совсем оправдывает ваши ожидания. Важна и более реалистична даже небольшая доля успеха.
  • Если ребенок не может достичь ожидаемых целей, пересмотрите их и внесите поправки.
  • Родители должны составить реальный план на ближайшее время для достижения определенных поведенческих целей. К примеру: «К концу второй недели Линда будет убирать свою одежду четыре дня в неделю» (если учесть, что она не убирает ее вообще).
  • Семейные собрания предоставляют прекрасную возможность для обсуждения соответствующих ожиданий, методов для достижения целей, а также вознаграждения и наказания. Для того чтобы свести к минимуму недопонимание, кто-то должен записать основные пункты соглашения.

Программа ABC, направленная на модификацию поведения

Предлагаем вам пример программы изменения поведения ABC, которая сможет оказать помощь многим родителям. Воплощение программы требует усилий и терпения, но ее достаточно просто создать, и она очень эффективна.
А: Предшествующие события или действия, которые обычно происходят (а иногда и способствуют) до проявления поведения, и ситуация или обстановка, в которой проявляется поведение (к примеру, за обеденным столом).
В: Проблемное поведение. Родителям необходимо четко обозначить поведение, которое требует изменений (например драки с братьями и сестрами), и отметить частоту, продолжительность и силу проявления такого поведения. Позже при помощи этой информации вы сможете измерять степень успеха.
С: Последствия проявления поведения ребенка, особенно реакция (эмоциональная и поведенческая), которую проблемное поведение вызывает у родителей и других людей.

Вот как осуществляется программа.

1-й этап. Объясните содержание пунктов А, В и С и запишите эту информацию. Чем подробнее вы это сделаете, тем лучше.
2-й этап. Начните осуществление программы, которая устранит, уменьшит или изменит положения пункта А.
3-й этап. Четко определите согласованные изменения и ожидания пункта В, включая временные рамки.

4-й этап. Измените пункт С. Сюда относятся три составляющие. Во-первых, проявление негативного поведения игнорируется, не подкрепляется и никоим образом не вознаграждается реакцией родителей; в идеале проявление такого поведения постепенно происходит все реже или с меньшей силой, поскольку родители игнорируют его проявление. Во-вторых, родители подкрепляют любые положительные изменения поведения, обращая на это внимание и давая вознаграждения, о которых они заранее договаривались с ребенком. В-третьих, родители наказывают или применяют соответствующие последствия проявления поведения, которые были оговорены заранее и уместны в этой ситуации.
5-й этап. Записывайте любые изменения поведения (частоту, продолжительность, силу проявления), сравнивая их с первоначальными показателями в пункте В, чтобы понять, насколько программа успешна.
6-й этап. Проведите анализ ситуации, достигнутого улучшения и общего удовлетворения всех членов семьи.»Как правило, изменения происходят уже через две-три недели. Ожидания Й обязательства семьи должны четко оговариваться и выполняться.
При необходимости повторите весь процесс от 1-го до 6-го этапа и можете также внести необходимые изменения.

Позитивное подкрепление через вознаграждения

Некоторым детям требуется больше признаний и похвалы. В среднем подростковом возрасте весьма эффективными могут быть вознаграждения, в особенности после того, как вы определили конкретные позитивные цели поведения, которых вам хотелось бы достичь. Вот некоторые эффективные стратегии.

  • Создайте или придумайте схему, которая определяла бы желаемое поведение, а также время суток или ситуацию, в которой оно должно проявляться. Календарь должен быть расписан на всю неделю, а для некоторых форм поведения на более долгий период. Он должен позволять каждый день оценивать деятельность или цель. Определите, какое количество баллов получит ухудшение поведения. В колонке суммирования подсчитайте общий итог баллов. (Такие знаки, как бумажные звездочки, наклеенные на календарь, лучше использовать для работы с детьми в возрасте начальной школы; для работы с детьми старшего возраста лучше использовать системы оценки в баллах и соглашений.) В конце каждого дня или недели может быть добавлено небольшое вознаграждение за заранее определенное количество баллов, а более существенное вознаграждение должно быть преподнесено за более длительный период или большее количество полученных баллов. Повесьте эту схему на видном месте, чтобы она могла служить источником положительного подкрепления и поводом для гордости.
  • Составьте список вознаграждений, которые ваш ребенок получит за определенное количество набранных баллов. Вознаграждения должны быть значимыми для ребенка, и он должен принимать активное участие в их выборе. Четко определите, какое количество баллов, дней или недель изменившегося поведения необходимо набрать, чтобы получить вознаграждение.
  • Важно ежедневно подробно отслеживать успехи ребенка. Поддерживайте его энтузиазм на высоком уровне при помощи как можно более частого закрепления поведения.
  • Помните: схема должна использоваться в качестве способа измерения уровня успеха. Избегайте использования штрафов и взысканий, которые действуют унизительно или могут отбить у ребенка всю охоту даже пробовать. Используйте другие формы умеренного наказания, такие как наказания с прерыванием деятельности.

Постепенно эта программа может быть поэтапно сокращена по мере того как дети закрепляют свое поведение. В это время они обычно уже сами теряют интерес или забывают требовать выставления им баллов.

Другие методы

Нет того единственного подхода, который бы эффективно действовал в отношении всех детей или проблем. Вот некоторые способы изменения поведения, которые могут быть использованы в отношении несложных конкретных проблем, не требующих комплексного, систематического подхода, такого как программа ABC.

«Активное игнорирование»
Вкратце этот подход влечет за собой прекращение проявления любого внимания по отношению к ребенку. Особенно эффективен этот подход в отношении детей, которые хнычут, дуются или докучают родителям. Часть методики заключается в том, что родители должны предусмотреть альтернативное поведение, которое им бы хотелось видеть в ребенке; когда ребенок усваивает эту новую форму поведения, он вновь добивается внимания родителей.

Усиление положительной мотивации
Поймайте момент, когда ребенок демонстрирует проявление хорошего поведения, выразите свое одобрение и как можно скорее поощрите. Поощрение может выражаться в проявлении любви, словах похвалы, тесном общении, выставлении баллов, материальных объектах или особых блюдах и занятиях. Приведите ребенку конкретный пример проявления положительного поведения, например: «Мне понравилось, как ты поделился игрушками со своим другом».

Определение вознаграждений ребенку за поведение гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Отслеживание проявлений его поведения может отнять много времени и сил. Помимо этого материальные вознаграждения могут привести к тому, что ребенок будет постоянно ждать их за свое изменение поведения (согласно вашей схеме). Также существует угроза того, что хорошее поведение прекратится сразу же, как только ребенок перестанет получать вознаграждения. Тем не менее без положительного подкрепления иные усилия изменить поведение, такие как наказания, скорее всего действовать не будут. Используйте эту методику только в том случае, когда вы и ваш ребенок придете к выводу о том, что она заслуживает ваших стараний.

Проявление хорошего поведения
Действия родителей гораздо сильнее слов. Родители должны демонстрировать желательное поведение. Помогите ребенку выполнить задачу. Кроме того, делайте то, что говорите, говорите то, что имеете в виду, имейте в виду то, что говорите. Старайтесь, чтобы ваши действия и слова были как можно более последовательными и положительными. Если вы допускаете ошибку и ваше поведение не соответствует вашим ожиданиям, продемонстрируйте ребенку, как вы умеете учиться на своих ошибках.

Особое время
Особое время - это систематическое, гарантированное, безоговорочное и непрерываемое время, которое родитель проводит со своим ребенком; время, когда в процессе взаимодействия родитель не осуждает и не указывает ребенку, что делать. Дети в любом возрасте хотят, чтобы их родители уделяли им внимание, им необходимо чувствовать себя любимыми и уверенными в своих способностях. Особое время - один из способов удовлетворения этих потребностей. Это «общее время», то есть возможность для родителей и детей побыть вместе.

Особое время должно:

  • предоставляться каждому ребенку каждый день вне зависимости от его поведения и настроения;
  • быть названо «особым временем» или как-то по-другому, чтобы ребенок знал, что ему это время предоставляется;
  • быть родом занятий по выбору ребенка (без определения причины). Дети старшего возраста могут пожелать продолжать выполнение одного и того же задания в течение нескольких сеансов;
  • вовлекать родителя и ребенка в интерактивное занятие, хотя в некоторых случаях вполне нормально и даже более подходяще пассивное занятие, такое как просмотр телевизионных передач;
  • подходить и для родителя, и для ребенка; определение времени в течение дня может изменяться;
  • быть постоянным, установленным, непродолжительным и заданным (во избежание скуки и у томления) в зависимости от возраста и интересов ребенка (10-30 минут). Время может измеряться при помощи таймера;
  • осуществляться каждый день. Оно не может быть сэкономлено в один день и добавлено ко времени следующего дня. Родители не должны давать ребенку обещаний, что у них будет особое время, если не могут их выполнить;
  • быть ожидаемым и не прерываться ничем, за исключением действительно неотложных обстоятельств;
  • подстраиваться под ситуацию. Если ребенок ведет себя агрессивно или неуправляемо в момент особого времени, его проведение должно быть отложено либо прервано с иными последствиями, в то время как таймер отсчета остановлен не будет. Если родитель и ребенок вместе хотят и договариваются об отмене или сокращении особого времени, они могут это сделать.

Соглашение о соблюдении правил поведения

Соглашение между родителем и ребенком может служить эффективным способом изменения поведения, в особенности в отношении ребенка в возрасте 10 лет и старше: это возраст, когда дети сами хотят договариваться, чувствовать себя более правомочными и независимыми, проявлять большую инициативу и ответственность.
В первую очередь выявите проблему, которая служит причиной взаимного беспокойства, даже если это всего лишь потенциальная или предполагаемая проблема. В некоторых случаях соглашения более эффективны до того, как возникнет конкретная проблема или конфликт. К примеру, если ваш ребенок хочет завести домашнее животное, включите соглашение о распределении обязанностей до того, как животное появится в вашем доме.
Не навязывайте ребенку своих соглашений. Он должен принимать участие в их составлении. У детей имеются определенные и действенные мысли, мнения и чувства, они способны заключать вполне обдуманные соглашения, если им предоставить такую возможность.
Сначала ребенок, а потом родители должны изложить свои потребности, желания и обязанности. После этого ребенок и родители должны сформулировать, какие вознаграждения, наказания или последствия поведения ребенка они считают приемлемыми. Далее родители и ребенок должны заключить соглашение -это может быть компромисс или нейтральная позиция, с которыми все согласны. После этого может быть написано соглашение. В соглашении должно быть четко прописано, что ребенок и родители будут делать - к примеру, что считается допустимым и какие действия будут предприняты в случае нарушения условий соглашения либо же его успешного выполнения.
Поместите соглашение на видное место, чтобы оно служило напоминанием, стимулом для положительного подкрепления и показателем достижений и прогресса. Если ребенок испытывает неловкость от того, что соглашение висит на видном месте, поместите его в укромный уголок. Оно постоянно должно пересматриваться (и при необходимости изменяться) на протяжении определенного времени, обычно до тех пор, пока не будут достигнуты цели.

Проблемы с поведением вне дома

Плохое поведение ребенка очень часто проявляется в доме друзей или родственников, в машине или общественных местах, таких как торговые центры и рестораны. С такими ситуациями очень трудно справляться. В этом случае лучше всего постараться предвидеть ситуацию и предпринять действия по предотвращению ее возникновения.
Выберите форму достижимого и соответствующего возрасту поведения, которое вам хотелось бы видеть со стороны вашего ребенка в таких ситуациях за пределами дома, а после этого обсудите эту ситуацию с ребенком доступным для вас обоих способом. Если у вашего ребенка возникают более серьезные сложности в некоторых конкретных ситуациях за пределами дома, вы можете изменить свои требования. Не создавайте ситуаций, с которыми ребенок не сможет справиться.
Вы можете прийти к выводу, что наиболее эффективным методом служит незамедлительное вознаграждение и похвала, когда ребенок проявит свое хорошее поведение. Применяйте наказания с тайм-аутом, отсроченные наказания или наказания поведения в общественных местах. (Отсроченные наказания - это наказания, которые вступают в действие но возвращении домой.) Также полезно иногда применять метод логических последствий.
Попробуйте взять с собой в поездку либо в гости к родственникам любимые игрушки или книги ребенка и постарайтесь уделить ему достаточно внимания.
В целом нагоняи и выговоры не будут иметь должного действия. Они заставляют всех испытывать чувство неловкости, способствуют проявлению негативного поведения и могут испортить семейные выходы для всех членов семьи.
Как только вам удастся определить способы изменения поведения и наказания, действительные в вашем случае, сначала используйте их дома и только после этого можете начать применять их за пределами дома, чтобы ребенку они были известны.

У некоторых родителей возникают сложности по применению наказаний с тайм-аутом вне дома - в таких случаях вам и вашему ребенку может потребоваться совместное отбывание наказания. В ресторане наказание может заключаться в том, что вы и ребенок некоторое время посидите в машине. В торговом центре ребенок может посидеть на скамейке, в то время как вы будете стоять у него за спиной; в парке или зоопарке используйте для наказания скамейку или подходящий камень. Если вы ведете машину, остановитесь у обочины и посидите молча до тех пор, пока ребенок не успокоится. Вы можете использовать отсроченное наказание, когда приедете в гостиницу, ресторан или место остановки для отдыха.
В предстоящие недели оценивайте и обсуждайте положительные изменения в поведении ребенка и с гордостью укажите ему, сколько раз, как долго и как сильно наблюдались сдвиги.

Ваши чувства

Плохое поведение ребенка, несомненно, может вызвать у вас чувства гнева, возмущения, непонимания, неудовлетворенности или вины. Из собственного опыта вы знаете, что эти негативные эмоции могут повлиять на эффективное умение быть родителем и добрые взаимоотношения между ребенком и родителем. Вы не должны скрывать своих чувств, и вам следует научиться откровенно делиться ими с другим взрослым - супругом, другом, родственником или специалистом. Вот некоторые советы, как справиться с чувством гнева.

  • Признайте тот факт, что дети вызывают у родителей чувства гнева, возмущения и вины.
  • Осознайте, что родители имеют право на эти чувства, и не должны при этом испытывать еще больших чувств вины, гнева, неподобающей реакции или стыда.
  • Выражайте свои чувства, не обвиняя непосредственно ребенка и не осуждая его, к примеру: «Я начинаю сердиться, когда трачу столько сил на приготовление ужина, а никто не идет за стол».

Успешное воспитание детей проще осуществлять, если родители понимают, как и почему они реагируют на поведение детей именно таким образом. Зачастую родители во многом реагируют на своих детей так же, как в свое время их собственные родители. Даже если родители стараются вырастить своих детей по-другому, укоренившиеся модели все же сохраняются и становятся особенно заметными во время стрессовых ситуаций в семье. Иногда отдельные воспоминания настолько сильны, что они оказывают влияние на то, как вы понимаете для себя действия ребенка. Возможно, поведение ребенка напоминает вам вашего друга детства или родственника, вызывающего у вас глубокое возмущение. Вполне нормально, но неправильно делать общие выводы, исходя из единичного проявления поведения, и реагировать так, как если бы ребенок вел себя иначе или испытывал на себе последствия, которые уже были в вашем прошлом. Понимание вашего собственного темперамента и опыта может оказаться огромным преимуществом в воспитании ребенка.

  1. Будьте избирательны в дисциплинировании и в дальнейшем не отступайте от своих принципов. Поведение, которое наносит физический или эмоциональный вред ребенку или другим людям, требует пристального родительского внимания. Поведению с незначительными отклонениями от нормы не следует уделять слишком много внимания.
  2. Избегайте следующих распространенных ошибок: Родители могут непреднамеренно наказывать за хорошее поведение или как минимум не укреплять благих намерений ребенка. к примеру, если ребенок улучшит оценки в школе и повысит их до троек, вы можете спросить его: «а почему не четверки?» Они могут вознаграждать или поддерживать плохое поведение. Зачастую это случается, когда ребенок постоянно хнычет и клянчит что-то и впоследствии получает свое. Они могут не вознаграждать за хорошее поведение. к примеру, ребенок помоет посуду, но никто не похвалит его за выполненное задание. Они могут вовремя не пресечь проявление плохого поведения ребенка либо будут давать ему логическое объяснение. Возможно, один из братьев бьет другого, на что родители выражают свою реакцию следующим образом: «Ну что же, он заслужил это» или «Он должен научиться давать сдачу».
  3. Вознаграждайте и наказывайте за конкретное поведение. Сконцентрируйте внимание на поведении ребенка и избегайте критики в его адрес как личности («Ты такой плохой ребенок»).
  4. Применяйте наказания обдуманно и только в тех случаях, когда контролируете собственные эмоции. Физические наказания непродуктивны и оказывают негативное влияние.
  5. Дети зачастую испытывают физическое или эмоциональное давление, которое может привести к проблемам с поведением. Отнеситесь к этому со всей чуткостью и постарайтесь устранить источники давления.
  6. У некоторых детей проблемы с поведением проявляются потому, что их не научили или они не знают соответствующих альтернативных форм. Научите их другим более приемлемым способам поведения («Если я не должен так поступать, то как я должен поступить?»).
  7. Взгляните за пределы конкретного поведения, которое проявляется у ребенка, и постарайтесь понять: возможно, своим поведением он пытается вам что-то сообщить. Вам следует понимать, что иногда вызывающее беспокойство поведение служит сигналом о том, что страдает сам ребенок или его семья. Он может выступать неким «посланником», и его поведение может служить криком о помощи для всей семьи.
  8. Определите состояние ваших собственных эмоций и вашей способности противостоять поведению своего ребенка. Это состояние может колебаться от компетентности и спокойствия до подавленности и беспомощности. Осознание этого и самоанализ поможет вам принять решение, существует ли необходимость обратиться за помощью.
  9. Если вы считаете, что такая необходимость существует, обратитесь за помощью к специалисту. Чем раньше произойдет вмешательство, тем лучше будут результаты. Такой подход зачастую будет служить подтверждением того, что вы все делаете правильно.