Сценарий урока литературы

Есть женщины в русских селениях

(по произведениям Н.А. Некрасова)

Киселева Вера Александровна,
преподаватель литературы и русского языка
СПбГПОУ Пожарно-спасательного колледжа,
«Санкт-Петербургский центр подготовки спасателей»

Рассмотрено на заседании ПЦК
«2» ноября 2015 г
Методист: Калинина Л.А.

Преподаватель: Русская литература, начиная с Пушкина, поставила женщину на пьедестал, ибо для Тургенева, и для Достоевского, и для Некрасова Она - символ жизни и ее национального колорита. Назвав свою музу "родной сестрой" крестьянки, Н.А. Некрасов создает идеальные образы потрясающей силы.

Студент 1:

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц,—

Их разве слепой не заметит,

А зрячий о них говорит:

«Пройдет — словно солнце осветит!

Посмотрит — рублем подарит!»

Идут они той же дорогой, Русские красавицы

Какой весь народ наш идет,

Но грязь обстановки убогой

К ним словно не липнет. Цветет

Красавица, миру на диво,

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Ко всякой работе ловка.

И голод и холод выносит,

Всегда терпелива, ровна…

Я видывал, как она косит:

Что взмах — то готова копна!

Платок у ней на ухо сбился,

Того гляди косы падут.

Какой-то паренёк изловчился

И кверху подбросил их, шут!

Тяжелые русые косы

Упали на смуглую грудь,

Покрыли ей ноженьки босы,

Мешают крестьянке взглянуть. Коня на скаку остановит

Она отвела их руками,

На парня сердито глядит.

Лицо величаво, как в раме,...

Смущеньем и гневом горит…

По будням не любит безделья.

Зато вам ее не узнать,

Как сгонит улыбка веселья

С лица трудовую печать.

Такого сердечного смеха,

И песни, и пляски такой

За деньги не купишь. «Утеха!»

Твердят мужики меж собой.

В игре ее конный не словит,

В беде — не сробеет,— спасет;

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет!

Преподаватель: Сразу вспоминаются русские мадонны на полотнах Васнецова. Но героини живописца молчат о тех песнях, что поет их женская душа. А вот Дарьюшка в поэме "Мороз, Красный нос" и Матрена Тимофеевна в поэме-эпопее "Кому на Руси жить хорошо" открываются нам изнутри. И вы это прекрасно знаете. И вот еще один портрет:

Студент 2.

Вот темный, темный сад... Чей лик в аллее дальной

Мелькает меж ветвей, болезненно-печальный?

Я знаю, отчего ты плачешь, мать моя!

Кто жизнь твою сгубил... о! знаю, знаю я!..

Навеки отдана угрюмому невежде,

Не предавалась ты несбыточной надежде -

Тебя пугала мысль восстать против судьбы,

Ты жребий свой несла в молчании рабы...

Но знаю: не была душа твоя бесстрастна;

Она была горда, упорна и прекрасна,

И всё, что вынести в тебе достало сил,

Предсмертный шепот твой губителю простил!..

Педагог: О ком идет речь в этом отрывке? Как называется это художественное произведение?

Студент 3. Но вернемся к поэме - "Мороз, Красный нос".

Похоронив мужа, Дарья пришла в лес, чтобы нарубить дров и побыть наедине с собой и природой.

"Войди в мое царство со мною

И будь ты царицею в нем.

Поцарствуем славно зимою,

А летом спокойно уснем.

Войди, приголублю, согрею,

Дворец отведу голубой..."

Студент 4.

Повелитель предлагает ей спокойствие, забвение от мук, небытие, а она, последним усилием воли, замерзая, воскрешает в памяти самое дорогое: мужа, работу на пашне, общие с мужем песни - жизнь. На вопрос Мороза: "Тепло ли тебе, молодица?" - трижды отвечает: "Тепло!" Ни жалобы, ни стона, ни заигрывания с Морозом - женихом и Морозом - смертью... Поединок ее с Морозом - это подвиг души Дарьюшки, и юных жен-декабристок. ("Русские женщины")

Студент 5. Из записок княжны Волконской, жены декабриста

"Бурнашев предложил мне войти. В первую минуту я ничего не разглядела, так как там было темно; открыли маленькую дверь налево, и я поднялась в отделение мужа. Сергей бросился ко мне; бряцанье его цепей поразило меня: я не знала, что он был в кандалах. Вид его кандалов так

воспламенил и растрогал меня, что я бросилась перед ним на колени и поцеловала его кандалы, а потом - его самого.

Педагог: А вот отрывок из поэмы Н.А. Некрасова "М.Н.Волконская" (Читает)

Вдруг кто-то воскликнул: "Идет он! идет!"

Окинув пространство глазами,

Я чуть не упала, рванувшись вперед,-

Канава была перед нами.

...................................................................

Сергей торопился, но тихо шагал.

Оковы уныло звучали.

Да, цепи! Палач не забыл никого

(О, мстительный трус и мучитель!), -

Но кроток он был, как избравший его

Орудьем своим искупитель.

Пред ним расступались, молчанье храня,

Рабочие люди и стража...

И вот он увидел, увидел меня!

И руки простер ко мне: "Маша!"

И стал, обессиленный словно, вдали...

Два ссыльных его поддержали.

По бледным щекам его слезы текли,

Простертые руки дрожали...

Мгновенно послал обновленье,

Отраду, надежду, забвение мук,

Отцовской угрозы забвенье!

И с криком "иду!" я бежала бегом,

Рванув неожиданно руку,

По узкой доске над зияющим рвом

Навстречу призывному звуку...

"Иду!.." Посылало мне ласку свою

Улыбкой лицо испитое...

И я побежала... И душу мою

Наполнило чувство святое.

Я только теперь, в руднике роковом,

Услышав ужасные звуки,

Увидев оковы на муже моем,

Вполне поняла его муки,

И силу его... и готовность страдать!

Невольно пред ним я склонила

Колени, - и прежде чем мужа обнять,

Оковы к губам приложила!..

Педагог: Как видим, нет ни одного слова вымысла!

Хочу отметить, что современная женщина сама часто не осознает, что под "культурным слоем" в ней бьется сердце Дарьюшки - кроткое и мужественное, страдающее и преданное не утехам и соблазнам, а тем, кому она дает жизнь.

Вопрос: Как вы считаете поэма "Мороз, Красный нос" - социальная драма о бедных жертвах крепостного права или философское житийное?

4

Студент 6. Я верю, что не правы те, кто читает поэму "Мороз, Красный нос" как социальную драму о бедных жертвах крепостного права, а не как философское произведение, житийное: Дарьюшка любит мужа и уходит за ним в другой мир.

Преподаватель: В каком произведении Н.А.Некрасов описал судьбу простой, русской женщины?

Студент 7. В поэме "Кому на Руси жить хорошо" судьба женщины развернута в целую повесть, которую по праву можно назвать "Житие святой Матренушки". Не эпизод из жизни, а вся жизнь представлена в главе "Крестьянка". Любители неторопливой однородной речи оценят исповедь Матренушки, выполненную в различных народных жанрах: песне, причитаниях, плачах. Богатство интонаций поразительное - от скорби к просветленности, от гнева к нежности.

Студент 8. В своих поэмах о женской доле поэт погружает нас в ритм человеческой жизни - от младенчества до смерти. Жизнь предстает как одно из проявлений божественной природы. Детство, юность Матренушки в ожидании любви и счастья, горячая работа, встреча с суженым, "испытание" Филиппа, обряд замужества - все исполнено поэзии, целомудрия, серьезности.

А что ты, парень, в девице

Нашел во мне хорошего?

Где высмотрел меня?

О святках ли как с горок я

С ребятами, с подругами

Каталась, смеючись?

........................................

А ты бы поглядел на меня,

Как лен треплю, как снопики

На риге молочу...

Педагог: Ю.И.Айхенвальд очень правильно подметил нравственный момент и нашел на то, как выбрать невесту.

Студент 9. Действительно, Ю.И.Айхенвальд пишет об этом как о "дышавшей лукавством и счастьем", как о "самоцветном камешке", извлеченным из глубин народного духа. Не поучает Матренушка любимого, не кокетничает с ним, а намекает, как нужно выбирать невесту, что ценить в ней, недоумевает искрение, за что он полюбил ее ("Я не в серебре, я не в золоте, жемчугами я не увешана"). Жених отвечает не многословно, по существу: "Чисто серебро - чистота твоя, красно золото - красота твоя". Случайно ли "чистота" поставлена на первое место? Думаю нет. О многом размышляешь, читая главу: о незыблемых основах народной нравственности у Некрасова - целомудрии первого чувства, любви и брака как единственного на всю жизнь, о скромности и достоинстве молодости...

Вопрос: Что можно сказать о жизни Матрены Тимофеевны?

Студент 10. Прочитаешь главу и поймешь, как прекрасно прожита жизнь Матреной Тимофеевной - в постоянном труде, радостях и скорбях материнства и борьбе за семью, дом, мужа и согласишься с Чуковским, что поэма эта "дышит беспредельной радостью о русском народе, силе и правде, о несокрушимых основах его бытия". И это - о Матрене - великомученице.

А ключи от счастья все-таки есть...

Вопрос: Вам не кажется, что поэт идеализирует крепостных, бедный люд?

5

Студент 11. Нет, более того, поэт убежден, что не перевелись на Руси люди, отмеченные "печатью дара Божьего" совесть которых чиста, и помыслы чисты, и главное для них - прожить жизнь безыскусную, простую и обязательно вместе со своим народом. А жизнь самого поэта - прекрасный образец служения добру и справедливости.

Вопрос: Вы думаете, счастлива героиня?

Студент 12. Да. Счастлива, в конце концов, Матренушка. Ведь она жила по совести. А это нравственный императив самого Н.А.Некрасова. А вот самая интересная загадка для поэта - загадка женской души так и остается неразрешимой.

Педагог: Завершая наш разговор по теме, мне хочется озвучить несколько строчек из сочинений. Вот послушайте!

Студент пишет:

Для Н.А. Некрасова русская женщина - труженица - символ жизни и национального самосознания.

В образе Дарьи в поэме "Мороз, Красный нос", на мой взгляд, Некрасов показал лучшие черты русской женщины в которой внешняя красота сочеталась с внутренним духовным богатством.

Студент сравнивает образ женщины в произведениях Некрасова с нашей прекрасной Родиной. Он пишет: в поэме "Кому на Руси жить хорошо": Некрасов очень тонко показал образ женщины, которая не сломлена тяжкими невзгодами, словно Россия, которая из разных невзгод выходила и сейчас должна непременно возродиться, выдержать все и "санкции", и информационную грязь.

Некрасовские женские образы - это пример стойкости, терпения и силы не только характера, но и силы духа (О поэме "Русская женщина")

Образ Матрены - собирательный образ. В нем автор показал всю материнскую любовь и боль, которую испытала лирическая героиня А.А. Ахматовой в поэме "Реквием". Все отмечают высокие нравственные качества добродушие, нравственную чистоту, гордость, супружескую верность бесхитростную прямоту, великое терпение простой крестьянки, о которой с почтением говорит Н.А. Некрасов.

Некрасовская женщина в любых условиях остается красивой, а в своем величии похожей на Богородицу с полотен русских живописцев.

Педагог: 27 ноября уже по традиции отмечается День матери. Один из наших студентов написал стихи, посвященные маме.

Студент 13.

Никто еще в мире не выдумал слов

Глубоких и добрых, и правильных самых,

Чтоб выразить точно святую любовь,

Великую нежность заветную - Маме.

Ты - ясное солнце,

Ты - ласковый день.

Нежны твои руки, теплы и надежны,

Отгонят они непогоду и тень,

Когда на душе нелегко и тревожно.

Так будь же счастливой, в довольстве живи,

В уюте и ласке, тепле и покое,

Согрета всей силой ответной любви -

Душа твоя знает, что это такое.

Педагог: От всех нас разрешите поздравить мам, бабушек с праздником! Счастья! Здоровья! Мира! Любви! (Аплодисменты)

.
Трудно было удержаться от написания пародии.
И я не удержался.

Пантелеймон Луков

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц...

Николай Некрасов

Есть женщины в русских селеньях
С спокойной свирепостью лиц,
С медвежьею силой в движеньях,
С походкой степных кобылиц...

Она всех на свете милее,
Курноса и брови навзлет!
Пройдет - как дубиной огреет!
Посмотрит - как морду набьет!

Стреляет - в десятку навылет,
Всем жару везде задает -
Супружнику морду намылит,
Сопернице платье порвет.

Ее богатырь не поборет,
Кулачный боец - не сшибет,
Она ухажера - заморит,
Насильника насмерть забьет.

Бывало, она для забавы
Сойдется с соседкой в борьбе,
И вот две красавицы браво
Катаются в сочной траве.

Вцепившись в просторные платья,
Примяв луговые цветы,
Сжимают медвежьи объятья,
Ломают друг другу хребты.

Но вот, подбоченившись лихо,
Слегка подрумянив лицо,
Спешит удалая бойчиха
В шеренгу кулачных бойцов.

И знает народ православный
Что вражеской стенке - конец,
Что нет в этом деле ей равных -
Что взмах - то готов молодец!

Какой-то парнек изловчился
И врезал красавице в нос;
Платок у ней на ухо сбился,
Открыв красоту ее кос.

Платок свой поправив руками,
На парня сердито глядит.
Лицо величаво, как в раме,
И праведным гневом горит.

Всю удаль собрав воедино,
Вложивши весь пыл свой в кулак
Она оглушила детину,
И вот на снегу ее враг!

Парнишке теперь не до смеха,
Ему наливают сто грамм.
Кричат мужики: "Вот потеха!
А бабы ругаются: "Срам!"

Красавица, миру на диво,
Румяна, сильна и стройна...
Налейте-ка братцы ей пива -
Пусть будет здорова она!

Слабый пол, чудесное создание, непредсказуемая и восхитительная – это все про женщин! Трудно назвать ту область, в которой бы не попробовали свои силы и не преуспели нежные и хрупкие создания.

Историю человечества вершат мужчины и женщины в равной мере. Нам хотелось бы рассказать о женщинах прославивших нижегородский край.

Александра Потанина: Женщина и ледник

В далеких горах Монгольского Алтая есть ледник «Александрин», названный так в честь нижегородки Александры Викторовны Потаниной, одной из первых женщин-путешественниц, сделавшей существенный вклад в развитие отечественной этнографической науки.
Юная Александра много читала, успешно занималась рисованием. Окончив нижегородскую школу для девочек из духовного сословия, Потанина (Лаврская) в 1866 г. стала работать воспитателем в Нижегородском епархиальном училище для девочек и занимала эту должность 8 лет. Потом она вышла замуж за ученого-географа Г.Н. Потанина и стала незаменимой спутницей мужа во всех путешествиях и экспедициях по Сибири, Китаю, Монголии, Тибету. Своим мужеством, проявленным в трудных условиях далеких экспедиций, своими работами о природе, жизни и быте народов Центральной Азии, своими чудесными зарисовками к исследуемым материалам А.В. Потанина сделала большой вклад в науку. Она одной из первых была принята в члены Русского географического общества, а за работу о бурятах – удостоена в 1887 году Большой золотой медали общества.

Надежда Суслова: Призвание быть врачом

Надежда Суслова – одна из тех русских женщин, которые первыми прокладывали себе путь к науке. А ее нижегородские корни дают возможность нашему городу гордиться своей землячкой. Ее родители были крепостными графа Шереметьева, но в дальнейшем были отпущены на волю.

Надежда Суслова получила начальное образование в частном московском пансионе. В царской России для женщин были закрыты двери всех университетов. Только в Медико-хирургической академии некоторые профессора (И..М. Сеченов, С. П. Боткин) разрешили в 1862 году трем женщинам, в том числе Н.П. Сусловой, посещать их лекции. Однако в 1863 году правительство запретило женщинам учебу и в академии.

Суслова уехала в Швейцарию, где в виде исключения была принята на медицинский факультет Цюрихского университета, который блестяще окончила в 1867 году. Вскоре она успешно защитила диссертацию. Прежде чем получить разрешение работать врачом, ей пришлось снова проходить все проверочные испытания и вторично защищать диссертацию.

То уважение, которое получила Суслова, сломало барьер, преграждавший женщинам путь в медицину. В 1872 году в Петербурге открылись первые Женские врачебные курсы, просуществовавшие 14 лет. И лишь в 1897 году был открыт Петербургский женский медицинский институт.

Сегодня в нашей стране профессия врача для женщины престижна и актуальна.

Валентина Теличкина: Актриса из Арзамаса

Валентина Теличкина – советская и российская актриса театра и кино. Народная артистка Российской Федерации.

Валентина с раннего детства начала проявлять свой артистический талант - пела частушки на концертах в детском саду. В средней школе принимала активное участие в художественной самодеятельности: пела, танцевала, читала стихи и рассказы, играла на гитаре в струнном оркестре. Очень часто она выступала и дома перед гостями, это доставляло девочке огромное удовольствие. Валентина, как она сама признавалась, росла обыкновенной девчонкой. И хулиганистой, и смешливой, и плаксивой. Но главное – она всегда была ужасной фантазеркой.

«Я погружалась в сказочный мир, воображая себя то Золушкой, которая ищет встречи с прекрасным принцем, то Царевной-Лягушкой, готовой в любой момент сбросить лягушачью шкуру и поразить всех сияющей красотой. Я выросла среди сказок и неудивительно, что этот фантазийный мир мне казался лучше реального».

В 1965 году Теличкина впервые снялась в кино. Это была роль Даши в киноповести «Таежный десант». Также актриса сыграла в известных сериалах «Бригада» и «Есенин».

На данный момент в фильмографии актрисы насчитывается более шестидесяти работ. Героини актрисы - живые и непосредственные, дерзкие и капризные, задумчивые и целеустремлённые, казалось бы, простые и вместе с тем необыкновенные.

Людмила Хитяева: Дарья из “Тихого Дона”

«Я - коварная женщина», - говорит о себе актриса Людмила Хитяева, прежде всего имея в виду свои отношения с мужчинами. Коварной женщиной она вошла и в советское кино, превратив эти качества своих героинь в амплуа. Красивая, статная, с гордой посадкой головы и зелеными русалочьими глазами, она, благодаря шолоховским эпопеям режиссера Сергея Герасимова «Тихий Дон» и «Поднятая целина», считается прирожденной донской казачкой. Но это не так, актриса родилась15 августа 1930 года в селе Большое Широкое Горьковской области. Окончив школу, поступила в Горьковское театральное училище. Получилось это случайно: Людмила пришла поддержать подругу на вступительном экзамене, но в результате сама успешно прошла испытания и поступила. В 1952 году, окончив театральное училище, была зачислена в труппу Горьковского драмтеатра, в котором проработала 9 лет.

Герасимов встретил Хитяеву в коридоре Студии имени М. Горького в костюме и гриме Ворониной и неожиданно спросил:

– Хотите играть Дарью в “Тихом Доне”?

Разумеется, она была на седьмом небе от счастья: сниматься в классике, да еще у такого режиссера! Одно только тревожило актрису – по сюжету ей нужно было утопиться в реке, а этого она панически боялась. Дело в том, что она выросла на Волге и в жизни тонула три раза, и ее все три раза спасали. Хитяева поделилась своими страхами с Герасимовым.

– Не волнуйся, утопим, как следует! – успокоил ее мэтр. И в самом деле, когда пришла очередь съемок этого эпизода, Хитяеву топили тринадцать раз, пока не добились максимального правдоподобия.

В послужном списке актрисы эта роль до сих пор считается одной из лучших. Сама актриса так вспоминает об этой роли: “Когда меня спрашивают о самой любимой роли в кино, я отвечаю – шолоховская Дарья. Натура удивительно богатая, сильная, страстная и в то же время полная противоречий. Играя её, я научилась пахать, косить, жать, готовить казацкие кушанья, прекрасно плавать, хотя с детства панически боялась воды.

Екатерина Вилкова: от художественной гимнастики до актрисы

Екатерина Вилкова – яркая актриса, уже давно ставшая важной частью российского кинематографа. С детских лет она особенно любила спорт. Еще в дошкольном возрасте Катя стала заниматься художественной гимнастикой. К 14 годам Вилкова добилась титула кандидата в мастера спорта и бросила занятия.

После того, как с художественной гимнастикой было покончено, Катя Вилкова поступила в Нижегородское театральное училище. В 2006-м году Екатерина успешно окончила театральный ВУЗ, а также прекрасно проявила себя в рамках дипломной постановки «С любимыми не расставайтесь». Театральная работа вышла очень успешной, однако, несмотря на это, впоследствии она все-таки выбрала кино.

Отправившись в свободное плавание, актриса стала часто сниматься в самых разных проектах. В период с 2006-го по 2010-й год на экраны вышло сразу пятнадцать лент с участием талантливой нижегородской актрисы.

Особенно успешными в этом плане стали картины «Черная молния», «Стиляги», «Нас не догонишь», «Книга мастеров», а также некоторые другие. В разные годы она снималась в драмах, комедиях, боевиках и даже в фантастических лентах. Благодаря своим многочисленным ролям в известных российских фильмах, уже в середине 2000-х годов молодая актриса стала настоящей звездой кинематографа России.

Наталья Водянова: “Русская золушка”

«Удача сопутствует смелым и решительным». Именно эта фраза характеризует Наталью Водянову, девочку из небогатой семьи, которая стала настоящей «королевой бала».

Всемирно известная российская топ-модель, актриса, лицо марки L’Oreal Paris и муза сотен дизайнеров – ее путь до вершины был тернист и непрост. Самая простая русская девушка из глубинки смогла добиться мировой известности и стать престижной моделью

Наталья Водянова родилась 28 февраля 1982 года в Нижнем Новгороде. Воспитывала девочку одна мать, отца Наталья Водянова не помнит, кроме нее в семьи росли еще 2 сестры, одна из которых была инвалидом детства. Семья жила бедно, и Наталья была вынуждена работать с 11 лет. В возрасте 15 лет школьница поступила в нижегородский педагогический колледж, а в 16 Водянову зачислили в модельное агентство «Евгения».

На одном из просмотров девушку заметил скаут агентства Viva Model Management и пригласил на кастинг французского агентства в Москву. Дальше события развивались по сценарию настоящей сказки. Через несколько месяцев девушка отправилась в Париж, где и началась модельная биография Натальи Водяновой.

Жизнь модели – не только показы, фотосессии и модные дефиле, но и благотворительная деятельность. 2005 году она основала благотворительный фонд «Обнажённые сердца», который занимается строительством детских площадок в провинциальных городах России. В общей сложности фонд построил уже более 60 игровых парков в 44 городах. Причём это не просто дворовые площадки, а специализированные игровые парки для ребят разных возрастов и интересов, приспособленные для детей с ограниченными возможностями.

Мысль о создании фонда пришла Наталье после трагедии в Беслане в сентябре 2004 года. В 2006-м году в Нью-Йорке при поддержке дизайнера Дианы фон Фюрстенберг она собрала $350 000 и построила первую игровую площадку на своей малой родине в Нижнем Новгороде. В 2009 году русская модель осуществила мечту и на средства фонда был построен детский парк в Беслане.

Наталья Плетнева.

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц,-

Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет - словно солнце осветит!
Посмотрит - рублем подарит!»

Идут они той же дорогой,
Какой весь народ наш идет,
Но грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет. Цветет

Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.

И голод и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна…
Я видывал, как она косит:
Что взмах - то готова копна!

Платок у ней на ухо сбился,
Того гляди косы падут.
Какой-то парнек изловчился
И кверху подбросил их, шут!

Тяжелые русые косы
Упали на смуглую грудь,
Покрыли ей ноженьки босы,
Мешают крестьянке взглянуть.

Она отвела их руками,
На парня сердито глядит.
Лицо величаво, как в раме,
Смущеньем и гневом горит…

По будням не любит безделья.
Зато вам ее не узнать,
Как сгонит улыбка веселья
С лица трудовую печать.

Такого сердечного смеха,
И песни, и пляски такой
За деньги не купишь. «Утеха!»
Твердят мужики меж собой.

В игре ее конный не словит,
В беде - не сробеет,- спасет;
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!

Красивые, ровные зубы,
Что крупные перлы, у ней,
Но строго румяные губы
Хранят их красу от людей -

Она улыбается редко…
Ей некогда лясы точить,
У ней не решится соседка
Ухвата, горшка попросить;

Не жалок ей нищий убогий -
Вольно ж без работы гулять!
Лежит на ней дельности строгой
И внутренней силы печать.

В ней ясно и крепко сознанье,
Что все их спасенье в труде,
И труд ей несет воздаянье:
Семейство не бьется в нужде,

Всегда у них теплая хата,
Хлеб выпечен, вкусен квасок,
Здоровы и сыты ребята,
На праздник есть лишний кусок.

Идет эта баба к обедне
Пред всею семьей впереди:
Сидит, как на стуле, двухлетний
Ребенок у ней на груди,

Рядком шестилетнего сына
Нарядная матка ведет…
И по сердцу эта картина
Всем любящим русский народ!

Анализ стихотворения «Есть женщины в русских селеньях» Некрасова

В своих произведениях Н. А. Некрасов ни раз обращается к описанию образа русской женщины, красивой и сильной. он тоже выражает свое восхищение, приводя в отрывке «Есть женщины в русских селеньях…» яркое описание простой крестьянки Дарьи.

Как и многие стихотворения Николая Алексеевича, «Есть женщины в русских селеньях…» пропитано глубоким сочувствием к тяжелой жизни и судьбе женщины из села. Автор описывает ее многочисленные страдания от трудной работы и моральные унижения. Забота о семье, воспитание детей, заботы по дому и труд в поле – после смерти мужа всем этим занимается только Дарья.

По мнению Некрасова, такая женщина способна перенести «и голод, и холод». Поэта восхищает, как при такой непростой жизни, русская женщина обладает еще и богатой душой. Высокие нравственные качества остались при ней, она не теряет веру и не ломается под тяжестью жизненных испытаний. Трудолюбивая и самоотверженная, хорошая хозяйка, она была и остается опорой, на которой держится вся семья. Она все успевает, при этом, находит в себе силы веселиться и смеяться, будто забывая на время обо всех невзгодах, свалившихся на ее плечи.

Особенностью русского женского характера поэт называет сострадательную любовь, даже находясь в крайне трудном положении, человек менее всего думает о себе, о своем личном горе.

Некрасов одновременно и восхищается, и переполнен сопереживания к их нелегким судьбам. Большой нежностью и теплом пропитано каждое четверостишие. И возмущается по поводу их бесправного существования, их горькой судьбы. По мнения автора, русская женщина достойна счастливой и беззаботной жизни.

Для создания более яркого портрета Некрасов применяет в стихотворении:

  1. Сравнения – «словно солнце осветит», «рублем подарит», «со взглядом цариц».
  2. Эпитеты – «миру на диво», «во всякой одежде красива», «ко всякой работе ловка».
  3. Метафоры – «сердечный смех», «румяные губы», «внутренней силы печать», «что взмах - то готова копна».

И нельзя не выделить закрепившийся типичный образ русской женщины-крестьянки:

«Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдёт!»

Поэт в каждой строчке описал настоящую, правдивую судьбу русской крестьянки. Он глубоко прочувствовал ее боль и страдания, все тяготы, которые ей пришлось перенести. И подчеркнул, что несмотря на все это, она осталась красивой внешне и внутренне, смогла сочетать мужество с высокими нравственными качествами.

В своих поэмах и стихотворениях Некрасов показывал замечательные характеры русских женщин. Сопоставлял их судьбу с будущей жизнью, изображал тяжелый труд крестьянок на барщине. В его поэзии нашла свое отражение целая эпоха общественного развития. Некрасов явился поэтическим вождем поколения 60-70-х годов XIX века. Поэт сблизил поэзию с народом, внес в литературу новые темы и образы. Его произведения, остаются актуальными и в наше время.
В произведениях поэта возникает согретый авторской любовью образ женщины-крестьянки, чистой сердцем, светлой умом, сильной духом. Именно такова Дарья, героиня поэмы "Мороз, Красный нос", по духу - сестра некрасовских декабристок.

Н. А. Некрасов.«Есть женщины в русских селеньях...»

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц,-

Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет - словно солнце осветит!
Посмотрит - рублем подарит!»

Идут они той же дорогой,
Какой весь народ наш идет,
Но грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет. Цветет

Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.

И голод и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна...
Я видывал, как она косит:
Что взмах - то готова копна!

Платок у ней на ухо сбился,
Того гляди косы падут.
Какой-то парнек изловчился
И кверху подбросил их, шут!

Тяжелые русые косы
Упали на смуглую грудь,
Покрыли ей ноженьки босы,
Мешают крестьянке взглянуть.

Она отвела их руками,
На парня сердито глядит.
Лицо величаво, как в раме,
Смущеньем и гневом горит...

По будням не любит безделья.
Зато вам ее не узнать,
Как сгонит улыбка веселья
С лица трудовую печать.

Такого сердечного смеха,
И песни, и пляски такой
За деньги не купишь. «Утеха!»
Твердят мужики меж собой.

В игре ее конный не словит,
В беде - не сробеет,- спасет;
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!

Красивые, ровные зубы,
Что крупные перлы, у ней,
Но строго румяные губы
Хранят их красу от людей -

Она улыбается редко...
Ей некогда лясы точить,
У ней не решится соседка
Ухвата, горшка попросить;

Не жалок ей нищий убогий -
Вольно ж без работы гулять!
Лежит на ней дельности строгой
И внутренней силы печать.

В ней ясно и крепко сознанье,
Что все их спасенье в труде,
И труд ей несет воздаянье:
Семейство не бьется в нужде,

Всегда у них теплая хата,
Хлеб выпечен, вкусен квасок,
Здоровы и сыты ребята,
На праздник есть лишний кусок.

Идет эта баба к обедне
Пред всею семьей впереди:
Сидит, как на стуле, двухлетний
Ребенок у ней на груди,

Рядком шестилетнего сына
Нарядная матка ведет...
И по сердцу эта картина
Всем любящим русский народ!

Никола́й Алексе́евич Некра́сов (28 ноября (10 декабря) 1821, Немиров, Российская империя - 27 декабря 1877 (8 января 1878), Санкт-Петербург) - русский поэт, писатель и публицист. Признанный классик мировой литературы.
Современники говорили, что он был «человек мягкий, добрый, независтливый, щедрый, гостеприимный и совершенно простой… человек с настоящею… русскою натурой - бесхитростный, весёлый и грустный, способный увлекаться и весельем и горем до чрезмерности».