Мероприятие по военно-патриотическому воспитанию

«Встреча с пограничниками»

Задачи:

  • Формировать представления дошкольников о пограничниках и пограничной службе;
  • Уточнить представления детей о границе Российской Федерации;
  • Расширять кругозор детей о защитниках Родины и представителях Российской Армии;
  • Формировать положительный образ военнослужащего-пограничника;
  • Развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • Воспитывать у детей любовь к Родине;

Словарная работа: граница, патруль, застава, экипировка, вооружение.

Участники: сотрудники Пограничного управления России по РТ, дошкольники старших и подготовительных к школе групп, педагоги ДОУ.

Предшествующая работа: беседы: «Как пограничники охраняют Родину», «Особенности военной службы в мирное время»; Рассматривание картины Б.Окорокова «Пограничники». Чтение произведений: А.Барто «На заставе», Ю.Коваль «Путешествие на границу», А.Митяева «Почему армия всем родная?» Л.Кассиль «Сестра». Рисование на тему «На границе».

Ведущая . Ребята! 23 февраля мы отмечаем День защитника Отечества. У каждого гражданина России есть священная обязанность - оберегать свое родное государство, всеми силами обеспечивать мир и покой своим соотечественникам. Потому есть у него и почетное право называться Защитником Отечества.

Сегодня у нас в гостях пограничники, защитники нашего Отечества на самом ответственном рубеже - границе нашей Родины.

Пограничник: Здравствуйте ребята! А вы знаете кто такие пограничники? (Ответы детей). Пограничник - это военнослужащий пограничной службы, тот, кто охраняет границу государства.

- А что такое граница государства? А чтобы понять, что такое граница, надо представить себе нашу страну. Она ведь очень большая. Едешь на поезде, едешь, а все никак не доедешь до самого конца. Но в том месте, где все-таки кончится наша земля, там граница. С одной стороны границы - земля наша, с другой - чужая (на экране слайд - карта России).

У каждой страны на Земле есть своя граница. На карте границу страны рисуют ярким цветом. На самом деле ее отмечают пограничными столбами (показ слайдов, иллюстрация) и демаркационной пограничной полосой (показ слайдов, иллюстрация). Это только в сказках герои переносятся из страны в страну на ковре-самолете или Коньке-Горбунке, и у пограничников разрешения не спрашивают. В наши дни из одной страны в другую можно попасть только через специальные пограничные пункты пропуска . Тех, кто пытается тайком перейти границу страны, пограничники задерживают(слайд-иллюстрация). Потом таких людей очень строго наказывают. Иногда нарушители границы бывают очень хитрыми и даже опасными. Но пограничники все равно их задерживают: помогают им в этом собаки-следопыты и военная техника.

Пограничник - военная профессия. Как и в любой другой профессии, пограничник должен обладать профессиональными знаниями, умениями и навыками, а для этого нужно хорошо учиться в школе, поступить в пограничный институт и получить военную специальность. Но не только это: пограничник должен быть здоровым, сильным, выносливым, находчивым, не боятся трудностей и самое главное - любить свою Родину и быть готовым отдать за нее жизнь.

Служба пограничника нелегка, а порой даже опасна.

Чтобы границы нашей Родины были всегда защищены, границу нашей Родины разделяют на определенные участки. Непосредственную охрану определенного участка осуществляет пограничная застава (слайд).

На пограничной заставе служат пограничники. Командует пограничниками - начальник заставы. На охрану границы выходит пограничный патруль (слайд). Часто в охране помогают животные. Как вы думаете какие? (ответы детей). Правильно, это служебные собаки и лошади (слайды). У собак острый нюх, а пограничных собак специально обучают распознавать запахи, брать след и задерживать нарушителей. А лошади помогают попасть в горные районы, в труднодоступные места, туда, где не может проехать военная техника (показ слайдов).

В настоящее время пограничные войска имеют самую современную технику и вооружение (рассказ о военной технике и оружии, показ слайдов).

У пограничников - особая военная форма (экипировка) . Она бывает разной (рассказ о военной форме, показ слайдов).

А сейчас, я предлагаю посмотреть небольшой фильм о службе пограничников.

Ну вот, дорогие ребята, из нашего рассказа вы узнали, что пограничники охраняют границу в любое время года, в любую погоду, днем и ночью. Границы нашей страны ни на минуту не остаются без охраны.

Ведущая . - Уважаемые гости, наши дети приготовили для вас небольшое выступление.

Сценка по стихотворению Д.Хармса «Песенка про пограничника».

Пусть метель
И пурга
Мы не пустим
Врага!
На границах у нас
Все отличники.
Ни в метель,
Ни в пургу
Не пробраться
Врагу!
День и ночь начеку
Пограничники!

Пограничник
Стоит,
Нашу землю
Хранит.
Он стоит притаясь,
Не шевелится.
Встретить пулей
Готов
Пограничник
Врагов,
А кругом и пурга,
И метелица!

Кто-то там
Вдалеке,
По замерзшей
Реке
Потихоньку бежит,
Озирается.
Это, видно,
Шпион.
В нашу родину
Он
Сквозь метель и пургу
Пробирается.

СПОРТИВНЫЙ ПРАЗДНИК

ДЕНЬ ЗАЩИТНИКОВ ОТЕЧЕСТВА

«ЮНЫЙ ПОГРАНИЧНИК»

Подготовила и провела

Инструктор по физической культуре

Самарина О.С.

г. Оренбург, 2016 г

Ход праздника

Под торжественный марш дети с флажками входят в зал.

Перестраиваются в три колонны и выполняют упражнение с флажками.

Ведущий:

Мы рады приветствовать вас в нашем зале, дорогие ребята и уважаемые родители!

Сегодня мы собрались, чтобы поздравить наших мальчиков, пап, дедушек, братьев с мужским праздником - Днём защитника Отечества. В каждой семье есть защитники – те, кто защищал или только будет защищать Родину.

Уважаемые папы скажите, каким должен быть защитник, какими качествами

он должен обладать? (Сильным, отважным, смелым, ловким, умным и т д.)

Пожелаем всем здоровья и успеха во всех делах.

Дети стоят в шеренге читают стихи.

1.Чудесный праздник в феврале
Страна моя встречает.
Она защитников своих
Сердечно поздравляет!
2 На суше, в небе, на морях
И даже под водою
Солдаты мир наш берегут
Для нас, дружок, с тобою.

3. Мы любим Армию свою - она большая сила,

Она бесстрашная всегда, в боях непобедима.

4. Поздравляем тех, кто служит,

Тех, кому ещё служить,

Нам, поверьте, очень нужно

Под защитой вашей жить!

5. Когда я вырасту большим,
Где б ни служил, повсюду
Свою Отчизну защищать
И я надёжно буду.

Дети рассаживаются на стульчики.

Ведущий:

Пройдёт немного времени, и наши мальчики окажутся на месте тех, кто нас сейчас защищает. А чтобы быть готовым защищать Родину, своих близких, я приглашаю вас в «Школу молодого бойца». Участникам предстоит проявить смекалку, чувство юмора, быстроту, сноровку, ловкость и мужество.

Сначала проверим вашу смекалку.

Игра «Да - нет».

Наша армия сильна? (Да)

Защищает нас она? (Да)

Мальчишки в армию пойдут? (Да)

Девочек с собой возьмут? (Нет)

Илья Муромец – герой? (Да)

На фронт ушёл он молодой? (Нет)

Соловья он победил? (Да)

Из автомата подстрелил? (Нет)

У Буратино длинный нос? (Да)

На корабле он был матрос? (Нет)

А в пруду он плавал в тине? (Да)

Враги потопят Буратино? (Нет)

Стоит лётчик на границе? (Нет)

Летает выше он жар – птицы? (Нет)

Сегодня праздник отмечаем? (Да)

Мам и девочек поздравляем? (Нет)

Мир важней всего на свете? (Да)

Это знают даже дети? (Да)

Ведущий:

Молодцы! Ну, а теперь первое задание «Кавалеристы».

Игроки команд должны срочно доставить в штаб важное сообщение, каждый доставляет по одной букве зашифрованного слова, а наши папы должны из букв составить слово, кто быстрее выполнит задание тот и победил. Ребёнок с мячом зажатым в ногах прыгает до стульчика, берёт букву и отдаёт её взрослому.

Команды седлайте скорее коней!

Важное сообщение доставьте быстрей!

Ведущий:

А сейчас проведём наглядный урок: Кто из вас самый меткий стрелок?

Задание «Меткий стрелок».

Участники команд разбиваются на пары – ребёнок и взрослый (папа).

По сигналу ребёнок садится на тележку, папа везёт его до фишки, оставляет ребенка возле фишки, а сам бежит к корзине. Ребенок берёт мешочек (гранату) и бросает её в корзину, которую держит в руках папа, дальше папа возвращается к ребенку, берёт тележку и бегут обратно, взявшись за руки.

Побеждает команда, первой выполнившая задание и точнее попавшая в цель.

Задание «Сложный полёт».

-Трудно лётчику в полёте доставлять военный груз.

Нужно четко знать инструкции и держать верный курс

С мешочком на голове, руки в сторону дойти до корзины, положить в неё мешочек и вернуться обратно. Если во время полёта потеряли груз, его поднимать нельзя. Выиграет команда, доставившая больше груза.

Ведущий:

Для следующего задания нужно отгадать загадку

Он границу охраняет, все умеет он и знает.

Во всех делах солдат отличник и зовется ……

Дети: Пограничник.

Задание «Юный пограничник».

Участники команд должны пролезть через туннель, встать в обруч, взять бинокль увидеть птицу (животное), запомнить, добежать до папы и шепотом ее назвать. Папы записывают тех, кого назвали дети. Следующие игроки не должны повторять уже названных птиц и животных.

А для этого нужны - тишина и внимание всех участников команды.


Ведущий:

Молодцы! Переходим к следующему заданию.

Сапёр

Давно закончилась война,
Но след оставила она –
Бывает, среди грядок
Закопаны снаряды.
И с техникой придет сапер,
Чтоб обезвредить поле.
Не будет взрывов с этих пор,
Беды, и слез, и боли!

(Н. Иванова)

Задание «Минное поле» Участвуют папы.

За одну минуту папы- сапёры должны разминировать поле

(совком и щёткой собрать «бомбы»).

Ведущий:

Молодцы, как хорошо и быстро папы справились с заданием.

А теперь, тоже самое задание выполнят их дети посмотрим, получится у них справиться с ним?

А теперь сюрприз от наших девочек. Ох, они у нас красивые, умные и талантливые!

Девочки исполняют частушки.

1 –я

Запевай, моя подружка, подпою тебе и я.

Мы с весёлою частушкой неразлучные друзья.

2 –я

Я папулечку люблю, как конфетку сладкую.

Его ничем не заменю, даже шоколадкою.

3- я

Если папа загрустит, у меня печальный вид.

Ну а если улыбнётся, сердце радостно забьётся.

4- я

А мой папа всех добрей, любит всех моих друзей.

Кашу манную нам сварит, мыть посуду не заставит.

5 –я

Лучше папы человека в целом мире не сыскать.

Гвоздик он забить сумеет и бельё прополоскать.

6 –я

А мой папа всех умнее, а мой папа всех сильнее.

Знает, сколько пять плюс пять, штангу может поднимать.

7 –я

А мой папа круче всех – бизнес процветает.

И поэтому нам с мамой он подарки дарит.

Девочки (все вместе)

Милые папулечки, наши дорогулечки!

От души вас поздравляем, всего лучшего желаем!

1 ребенок читает стих -е

Раз, два, три, четыре, пять –
Будем деда поздравлять,
День Защитника настал!
Пожеланий – просто шквал:
РАЗ – болезней век не знать,
Чтоб здоровьем щеголять.
ДВА – работы без тревог,
А на ТРИ – зарплаты в срок.
На ЧЕТЫРЕ – светлых дней,
Добрых, преданных друзей;
Никогда их не терять...
Уваженьем процветать!
А на ПЯТЬ – любви большой,
С Днём Защитника, герой!!!

Ведущий:

Нести службу нелегко. Несут службу не только на суше и в небе, но и на воде

Задание «Разгрузи корабль».

Игроки команд по сигналу должны передавать по цепочке мячи (снаряды), которые лежат в обруче назад, там сложить их в мешок. Побеждает команда быстрее закончившая эстафету.

Ведущий:

Солдаты народ весёлый любят песни петь и танцевать.

Общий танец по показу (Под песню «Африка»).

Ведущий:

Наша армия родная стережёт покой страны,

Чтоб росли вы, бед не зная, чтобы не было войны!

А теперь нам всем пора крикнуть Армии – Ура!

Всех сегодня поздравляем, и подарки вам вручаем!

Наш праздник подошёл к концу, всем спасибо до новых встреч!

Длительность 35 мин

Цель: Закрепить знания детей о Российской армии - надежной защитнице нашей Родины. Познакомить их со службой пограничников. Воспитывать уважение к российским войнам.

Ход занятия: Воспитатель предлагает детям рассмотреть географическую карту.

Ребята, на этой карте можно найти расположение разных стран. Как узнать, где какая страна расположена? (Предположения детей).

Одна страна от другой отделена границей. Покажите границу России. (Воспитатель вызывает несколько детей и помогает им найти границы России).

А покажите границы других стран. (Вызванные дети с помощью воспитателя показывают границы других стран, а воспитатель называет эти страны - Франция, Германия и др.).

А как вы думаете, легко ли пройти с территории одного государства на территорию другого? (Рассказы детей).

Конечно, из одной страны в другую просто так пройти нельзя, потому что все страны охраняют свои границы.

А как вы думаете, кто охраняет границы? (Солдаты, военные). Как называют военных, которые охраняют границу своего государства? (Пограничники. Если дети не скажут, воспитатель сам называет это слово и предлагает повторить).

Пограничники во всех странах охраняют границы своего государства. а как вы думаете, дети, это легко делать? А что вы знаете о работе пограничников? (Высказывания детей).

Сейчас мы с вами рассмотрим картину, которая поможет вам узнать, как охраняют границу нашей Родины пограничники.

Воспитатель выставляет картину "Охрана границы" и дает детям некоторое время для самостоятельного рассмотрения.

Кого вы видите на этой картине? (Это пограничники).

Почему вы решили, что это пограничники? (Они одеты в военную форму, у них автоматы).

Давайте внимательно рассмотрим пограничников. Почему у них такая пятнистая форма? (Чтобы их не было заметно).

А что у них в руках еще, кроме автоматов? (Сумка, кинжал).

Как вы думаете, что в сумке? (Предположения детей). В этой сумке аптечка. А что может в аптечке находиться? (Ответы детей). Да, там может быть бинт, вата, разные лекарства. А зачем это нужно пограничникам? (Ответы детей).

Мы рассмотрели с вами военных, но ведь так могут быть одеты все военные. чем отличается форма пограничников? Что вам подсказало, что именно пограничники изображены на картине? (предположения детей).

А что это такое? (Столб). Пограничный столб. Такие столбы тянутся вдоль всей границы. Они раскрашены красными и зелеными полосками, а на верху герб страны.

А что вы видите за спинами пограничников? (Вспаханную полосу, похожую на поле).

Да, это действительно распаханная полоса, ее называют контрольно-следовая полоса. Вслушайтесь в слово и скажите, для чего нужна эта контрольно-следовая полоса? (Предположения детей).

Контрольно-следовая полоса проходит вдоль всей границы. Каждое утро проезжает трактор и распахивает ее. Если кто-то с другой стороны границы, из соседнего государства перейдет эту контрольно-следовую полосу, то на ней останутся следы.

Пограничники, выходя в дозор, проходят вдоль границы и очень внимательно осматривают контрольно-следовую полосу, что бы не пропустить следов, оставленных нарушителями.

Повторите новое для вас слово - контрольно-следовая полоса. (Дети повторяют хором и индивидуально).

А кого вы еще видите на картине? (Собаку).

Что она делает? (Помогает пограничникам, идет по следу, тянет за собой).

Какой след учуяла собака? (Тот, что остался на контрольно-следовой полосе. Если дети не заметят эти следы, воспитатель обращает внимание на то, что на контрольно-следовой полосе есть следы и пограничники дали собаке эти следы понюхать, поэтому она взяла след и повела по следу пограничников).

Как вы думаете, кто мог оставить следы на контрольно-следовой полосе? (Предположения детей - нарушители, шпионы).

А могли оставить следы животные? (Да).

Если следы оставили животные, пойдут пограничники по этим следам? (Предположения детей).

Пограничники должны проверить, действительно ли следы оставили животные. Ведь нарушители могут одеть на руки и на ноги следы животных и перейти границу, чтобы запутать пограничников.

Придумайте, как могло проходить преследование нарушителя? (Рассказы детей. Воспитатель направляет их на два варианта развития сюжета - пограничники преследовали настоящих нарушителей, и пограничники в конце преследования обнаружили, что границу перешел настоящий медведь).

Как бы вы назвали эту картину? (Предположения детей. Если дети не смогут придумать названия, то воспитатель предлагает несколько вариантов названию: "Случай на границе", "Ошибка пограничников", "Охрана границы". Дети выбирают то название, которое больше всего подходит к данной картине).

Итак, ребята, мы с вами узнали, как несут свою трудную службу пограничники. Каким должен быть пограничник? (Ответы детей). Да, пограничник должен быть сильным, смелым, выносливым, чтобы суметь задержать нарушителя. ведь иногда приходится долго его преследовать и вступать с ним в борьбу. Пограничник должен быть очень внимательным, чтобы заметить, что кто-то перешел границу. Пограничники должны уметь дрессировать своих помощников - собак. Они должны уметь стрелять. Поэтому, чтобы стать такими, им надо много учиться и тренироваться.

Как вы думаете, ребята, пограничников можно назвать защитниками Отечества? (Да). Пограничники первыми встречают вражеские войска, когда они переходят границу. Они как и все военные - защитники Отечества. Про них, про их подвиги написано много книг и рассказов.

И сегодня я вам прочитаю рассказ В.Коржикова о пограничникам "Вот какой Пахомов!"

В конце занятия спросить у ребят, что и кто больше всего понравилось им в этом рассказе. Хотят ли они быть похожими, на такого отважного пограничника. (Ответы детей).

Скачать:


Предварительный просмотр:

"День защитника Отечества".

Знакомство со службой пограничника.

Провела воспитатель: Герасимова С.В.

Цель: Закрепить знания детей о Российской армии - надежной защитнице нашей Родины. Познакомить их со службой пограничников. Воспитывать уважение к российским войнам.

Ход занятия: Воспитатель предлагает детям рассмотреть географическую карту.

Ребята, на этой карте можно найти расположение разных стран. Как узнать, где какая страна расположена? (Предположения детей).

Одна страна от другой отделена границей. Покажите границу России. (Воспитатель вызывает несколько детей и помогает им найти границы России).

А покажите границы других стран. (Вызванные дети с помощью воспитателя показывают границы других стран, а воспитатель называет эти страны - Франция, Германия и др.).

А как вы думаете, легко ли пройти с территории одного государства на территорию другого? (Рассказы детей).

Конечно, из одной страны в другую просто так пройти нельзя, потому что все страны охраняют свои границы.

А как вы думаете, кто охраняет границы? (Солдаты, военные). Как называют военных, которые охраняют границу своего государства? (Пограничники. Если дети не скажут, воспитатель сам называет это слово и предлагает повторить).

Пограничники во всех странах охраняют границы своего государства. а как вы думаете, дети, это легко делать? А что вы знаете о работе пограничников? (Высказывания детей).

Сейчас мы с вами рассмотрим картину, которая поможет вам узнать, как охраняют границу нашей Родины пограничники.

Воспитатель выставляет картину "Охрана границы" и дает детям некоторое время для самостоятельного рассмотрения.

Кого вы видите на этой картине? (Это пограничники).

Почему вы решили, что это пограничники? (Они одеты в военную форму, у них автоматы).

Давайте внимательно рассмотрим пограничников. Почему у них такая пятнистая форма? (Чтобы их не было заметно).

А что у них в руках еще, кроме автоматов? (Сумка, кинжал).

Как вы думаете, что в сумке? (Предположения детей). В этой сумке аптечка. А что может в аптечке находиться? (Ответы детей). Да, там может быть бинт, вата, разные лекарства. А зачем это нужно пограничникам? (Ответы детей).

Мы рассмотрели с вами военных, но ведь так могут быть одеты все военные. чем отличается форма пограничников? Что вам подсказало, что именно пограничники изображены на картине? (предположения детей).

А что это такое? (Столб). Пограничный столб. Такие столбы тянутся вдоль всей границы. Они раскрашены красными и зелеными полосками, а на верху герб страны.

А что вы видите за спинами пограничников? (Вспаханную полосу, похожую на поле).

Да, это действительно распаханная полоса, ее называют контрольно-следовая полоса. Вслушайтесь в слово и скажите, для чего нужна эта контрольно-следовая полоса? (Предположения детей).

Контрольно-следовая полоса проходит вдоль всей границы. Каждое утро проезжает трактор и распахивает ее. Если кто-то с другой стороны границы, из соседнего государства перейдет эту контрольно-следовую полосу, то на ней останутся следы.

Пограничники, выходя в дозор, проходят вдоль границы и очень внимательно осматривают контрольно-следовую полосу, что бы не пропустить следов, оставленных нарушителями.

Повторите новое для вас слово - контрольно-следовая полоса. (Дети повторяют хором и индивидуально).

А кого вы еще видите на картине? (Собаку).

Что она делает? (Помогает пограничникам, идет по следу, тянет за собой).

Какой след учуяла собака? (Тот, что остался на контрольно-следовой полосе. Если дети не заметят эти следы, воспитатель обращает внимание на то, что на контрольно-следовой полосе есть следы и пограничники дали собаке эти следы понюхать, поэтому она взяла след и повела по следу пограничников).

Как вы думаете, кто мог оставить следы на контрольно-следовой полосе? (Предположения детей - нарушители, шпионы).

А могли оставить следы животные? (Да).

Если следы оставили животные, пойдут пограничники по этим следам? (Предположения детей).

Пограничники должны проверить, действительно ли следы оставили животные. Ведь нарушители могут одеть на руки и на ноги следы животных и перейти границу, чтобы запутать пограничников.

Придумайте, как могло проходить преследование нарушителя? (Рассказы детей. Воспитатель направляет их на два варианта развития сюжета - пограничники преследовали настоящих нарушителей, и пограничники в конце преследования обнаружили, что границу перешел настоящий медведь).

Как бы вы назвали эту картину? (Предположения детей. Если дети не смогут придумать названия, то воспитатель предлагает несколько вариантов названию: "Случай на границе", "Ошибка пограничников", "Охрана границы". Дети выбирают то название, которое больше всего подходит к данной картине).

Итак, ребята, мы с вами узнали, как несут свою трудную службу пограничники. Каким должен быть пограничник? (Ответы детей). Да, пограничник должен быть сильным, смелым, выносливым, чтобы суметь задержать нарушителя. ведь иногда приходится долго его преследовать и вступать с ним в борьбу. Пограничник должен быть очень внимательным, чтобы заметить, что кто-то перешел границу. Пограничники должны уметь дрессировать своих помощников - собак. Они должны уметь стрелять. Поэтому, чтобы стать такими, им надо много учиться и тренироваться.

Как вы думаете, ребята, пограничников можно назвать защитниками Отечества? (Да). Пограничники первыми встречают вражеские войска, когда они переходят границу. Они как и все военные - защитники Отечества. Про них, про их подвиги написано много книг и рассказов.

И сегодня я вам прочитаю рассказ В.Коржикова о пограничникам "Вот какой Пахомов!"

В конце занятия спросить у ребят, что и кто больше всего понравилось им в этом рассказе. Хотят ли они быть похожими, на такого отважного пограничника. (Ответы детей).


МБОУДО «Кадетский пограничный центр «Граница» имени Героя России Сергея Борина»

Удмуртская Республика г. Ижевск

Сценарий торжественного мероприятия посвященного 100-летию Пограничных войск России

Корнилова В.М.

Место проведения : Мемориальный комплекс у Вечного огня.

Время проведения: 13.50 Построение кадетов в две шеренги (2*6 + 1 командир) 14.00 Начало мероприятия.

Участники : обучающиеся кадетских классов КПЦ «Граница»

Ведущий 1: Добрый день, дорогие кадеты, уважаемые гости и родители! В конце 2016 года «Кадетский пограничный центр «Граница» принял участие в Городском конкурсе программ (проектов) по гражданско-патриотическому воспитанию молодёжи. По результатам конкурса программа «На защите рубежей», посвященная 100-летию Пограничных войск России заняла 1 место. Сегодня, мы хотим начать реализацию проекта с торжественно мероприятия.

Ведущий 2: На торжественном мероприятии присутствуют:

  • _____________________________________________________________________
  • Представитель Союза ветеранов Управления ФСБ по УР, капитан пограничной службы ________________________________________________________________
  • Председатель Удмуртской Региональной общественной организации воинов пограничников запаса «Патриоты границы» _________________________________
  • Председатель Союза Советских офицеров Удмуртской Республики, капитан 2 ранга __________________________________________________________________

Ведущий 2 : Внимание! К вносу знамени Центра «Граница» Смирно! Равнение на знамя!

(Звучит марш, вносится знамя)

Ведущий 1 : Торжественное мероприятие объявляется открытой!

(Звучит гимн РФ и УР)

Ведущий 2: Слово предоставляется______________________________________________

(Приветственные слова почетных гостей)

Ведущий 1 : О том, сколько лет исполняется Пограничным войскам Российской Федерации известно далеко не каждому, но сами они священны для всех тех, кто дорожит миром, для кого такие понятия, как Долг, Честь и Родина священны.

Ведущий 2 : Сколько стоит государство российское, столько оно вынуждено защищать свои пределы. Много веков назад на Руси была сформирована засечная стража. Само название говорит, что в службу этих людей входило засекать, что происходит на границах. На охрану отечественных границ вставали доблестные русские воины, подлинные богатыри духа, совести и чести. А знаменитый Илья Муромец считается основателем династии мужественных пограничников.

Ведущий 1 : Одно из первых упоминаний об охране границ датируется 988 годом. Тогда киевский князь Владимир повелел начать устройство первых пограничных городов. Высылаемые дозоры осуществляли разведку и наблюдение. Они хорошо знали местность, были знакомы с языком и бытом населения сопредельных государств. Связь поддерживалась с помощью огня и дыма костров.

Ведущий 2 : В 16 веке охрана границ стала называться "пограничной службой". А в феврале 1571 г. Иваном Грозным был назначен первый начальник станичной и сторожевой службы воевода Михаил Иванович Воротынский. Он же и подготовил документ, ставший, по сути, первым пограничным уставом. В этом году исполнится 505 лет началу регулярного несения службы по охране пограничных рубежей российского государства.

(песня «Гляжу в озёра синие»)

Ведущий 1 : Россия – одно из крупнейших государств мира, имеющее самую протяженную государственную границу. Общая протяженность границы России на суше и воде составляет 60 932 километра. Давайте мысленно представим себе: по степям и лесам, по горам и знойным пескам пустыни, по глади морей и берегам рек проходит граница.

Ведущий 2 : За годы работы Центра «Границы» 150 его выпускников поступило в Пограничные ВУЗы страны. Из них свыше 100 на сегодняшний день являются действующими офицерами-пограничниками. Своё назначение пресекать разведывательную деятельность иностранных спецслужб, защищать нашу землю от непрошенных гостей, от тайного ввоза и вывоза запрещенных товаров, несанкционированного браконьерства в водных просторах, они исполняли свято.

Ведущий 1 : Границу сравнивают со взведенным курком. На какой бы участок не был
поставлен здесь человек, условия службы обязательно проверят его на прочность и самообладание. Погранвойска ВЧК постоянно находились в боевой готовности, они отбивали налеты белых отрядов, приходивших из-за рубежа, громили басмачей в Средней Азии, участвовали в крупных вооруженных конфликтах на Китайской Военной Железной Дороге, на озере Хасан. Стойкость пограничников в Великой Отечественной войне является общеизвестным фактом.

(танец «А закаты алые»)

Ведущий 2 : Навечно в летопись войны вписан подвиг пограничников Брестской крепости, которые больше месяца оказывали героическое сопротивление врагу. И лишь когда не осталось ни одного защитника, фашисты сумели ее захватить. Пограничники демонстрировали примеры мужества и патриотизма. Они первыми встретили неприятеля и сражались до последней капли крови.

Ведущий 1 : Сто пятьдесят человек из пограничников были удостоены звания Героя Советского Союза, 49 пограничных частей награждены орденами. Ведя кровопролитные бои с превосходящими силами противника, воины в зеленых фуражках проявили массовый героизм и отвагу в главных сражениях войны у Ленинграда, Киева, Смоленска, Севастополя, Москвы, в ходе Сталинградской и Курской битв, брали Рейхстаг. Немало проблем доставили гитлеровским войскам в годы войны партизанские отряды, в которых сражались пограничники.

Ведущий 2 : Пограничники охраняли Дорогу жизни – единственный путь, связывающий блокадный Ленинград с материком. Тысячи пограничников награждены орденами и медалями. Есть и очень символичные факты: именно пограничным войскам было поручено охранять нашу делегацию в Тегеране.

(Дефиле с автоматами СОШ № 85)

Ведущий 2 : Поистине историческим событием для пограничников стало их возвращение на границу, которую они охраняли перед началом войны. В мае 1944 года бойцы 24-го пограничного отряда, охранявшего реку Прут, остановились на предвоенных рубежах. Многие из бойцов достали и надели бережно хранимые в вещмешках свои зелёные фуражки, и в подразделениях началось соревнование, кто первым установит пограничный столб. Пограничники 7-й заставы выкопали яму и установили первый пограничный столб. Это примечательное событие случилось через 1009 дней войны.

Ведущий 1 : Граница! Ты не просто та черта,
Что четко обозначена столбами,
Ты – труд бессонный, верность – навсегда!
И мужество – высокое, как знамя!

Ведущий 2 : И, наконец, самый известный факт, что здание в Карлсхорсте, где проходило подписание акта капитуляции Германии, охранялось воинами 16-го пограничного полка под командованием подполковника Алексеева, а подписание самого акта и вовсе произошло ручкой воина-пограничника.

Ведущий 1 : Вот что об этом известно: когда маршал Советского Союза Г. К. Жуков предложил фельдмаршалу Кейтелю подписать акт о капитуляции, тот почему-то не захотел воспользоваться подготовленными для этого письменными принадлежностями. Тогда сержант Бергин достал свою ручку и предложил её немецкому генералу. Тот взял и молча поставил свою подпись. Так ручкой советского пограничника Германия расписалась в своей капитуляции.

Ведущий 2: В марте этого года кадеты Центра «Граница» приняли участие в отборочном этапе Республиканского конкурса «Бессмертный полк» и сегодня мы наградим его участников.

Ведущий 1 : Слово для награждения предоставляется ________________________________

(награждение кадет грамотами )

Ведущий 1 : Пограничников рвали пули белофиннов, гитлеровцев и японцев, но сильнее свинца и стали оказались их тела, выдержав все ранения и испытания. Многие из вас слышали о событиях в районе озера Жаланашколь, острова Даманского.

Ведущий 2 : Боевую славу пограничным войскам добавили летчики и моряки, наши знатные пограничные медики, вернувшие тысячи раненых в строй. Сотнями задержаний нарушителей пограничники обязаны своим четвероногим друзьям. Наверное, у большинства людей облик человека с собакой ассоциируется именно с пограничником. И здесь нельзя не вспомнить Никиту Федоровича Карацупу, легендарного человека, лучшего советского следопыта-пограничника. Вместе со своей собакой Ингусом задержал 467 нарушителей! О пограничнике Карацупе знает не только наша страна, но и весь мир.

Ведущий 1 : Через 34 года после окончания Великой Отечественной пограничникам пришлось участвовать в другой войне – афганской. В зоне ответственности погранвойск находилось постоянно 30-40 тысяч вооруженных моджахедов. Это были великолепно приспособленные к местным условиям профессионалы, к тому же прекрасно вооруженные. Но и наши были не из последних! Тысячи воинов границы награждены орденами и медалями. Многие пограничники удостоены высокого звания Героя Советского Союза.

Ведущий 2 : За всю афганскую войну в пограничных войсках не было ни одного дезертира, предателя, никто не попал в плен, ни одного раненого или погибшего товарища не оставили противнику. Наши пограничники были сильны, умны и надежны и мечтали сменить афганские панамы на свои любимые зеленые фуражки. В Афганистане погибли 518 пограничников. Ранены, контужены и искалечены около 3000.

(танец «Падали, но поднимались»)

Ведущий 1 : Слово для поздравления и награждения участников отборочного этапа III Всероссийского социально-патриотического конкурса, посвященного годовщине вывода советских войск из Афганистана «Открывая страницы Афганской войны» предоставляется __________________________________________________________

(награждение кадет)

Ведущий 2 : 1 5 февраля 1989 года – официальная дата вывода советских войск из Афганистана, однако для пограничников на таджикско-афганской границе война продолжалась еще полтора десятка лет. Все мы с вами знаем, что в июле 1993 году пограничники на 12-й заставе Московского пограничного отряда, ведя многочасовой ожесточенный бой еще раз доказали всему миру, что мужество и стойкость, умение стоять насмерть – это основные черты российских пограничников.

Ведущий 2 Гирлянду всем павшим пограничникам – возложить.

(Звучит траурная музыка, кадеты возлагают гирлянду, кладут цветы)

Ведущий 1 : Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, дети, вспомним на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

(Метроном)

(Выходят дети, читают стихи)

Граница - начало Российской державы,
Её величайшая гордость и слава.
Рубеж, где Россия встречает друзей,
Врагов отрезвляет от блудных затей.

Заслон от любого иного вреда,
Граница на службе страны на века.
Своим протяжением от Севера к Югу,
Нет равных ей в мире размахом и духом.

Пограничники - зеленые фуражки, -
В своем деле не допустите промашки.
Мы должны быть вам признательны вдвойне:
Вы и в мирные часы, как на войне.

Ваша служба - из опасности и риска:
На заставах вдоль границы обелиски,
В ряд стоят, как пограничные столбы.
Но иной вы не желаете судьбы.
Ближе к ночи, когда клонит всех ко сну,
Жизнью платите порой за тишину.
И спокойны мы за Родину свою:
У России вы стоите на краю!

Славлю вас, забывающих отдых,
Исполняющих свято устав,
Своей службой нелегкою гордых,
Офицеров отрядов, застав!

(Исполняется Гимн Границы)

Ведущий 2: Внимание! К выносу знамени Победы - смирно! Равнение на знамя!

(Звучит марш, вынос знамени!)

Ведущий 1 : Родину не вымерять шагами,
Не купить её, нельзя продать.
Родина навеки в сердце с нами,
Родина всем нам – родная мать.

Трудности военных лихолетий,
Познавали деды и отцы.
Жертвовали жизнью, чтобы дети,
Никогда не ведали войны.

Ведущий 2 : Пусть летит от края и до края

Голубь мира – белое крыло,

Черной силы тучи разгоняя,

Пусть несет Надежду и Добро!

(песня «Счастья тебе, Земля моя!»)

(Кадеты запускают шарики в цветах пограничного знамени))

Ведущий 1 : Торжественное мероприятие объявляется закрытым!

Пограничные войска очень важны для страны: они препятствуют тайному провозу грузов и тайному переходу лиц через сухопутные и морские границы страны, защищают от расхищения водные богатства в наших пограничных и территориальных водах.


История Пограничной охраны - часть героической и трагической летописи России. Большой ценой удалось пограничникам обустроить и обезопасить границы страны, обеспечить мир и покой её народов.

Исторический факт, что защита населения Древнерусского государства от врагов, совершавших бесчисленные набеги, нашествия и вторжения в приграничные районы, с далеких времен считалась делом чести и доблести, а пограничники окружались особым почетом и славой.

Одним из этих богатырей был Илья Муромец, который считается покровителем российских пограничников.

В 1412 году впервые упоминается о создании государственной пограничной стражи. Царь Василий Первый «утвердил землю свою заставами». Пограничные укрепленные линии представляли сложный комплекс городов, лесных и горных преград, специально созданных крепостей и укрепленных пунктов, линий рвов и валов, лесных засек.

Пограничники, приобретая боевой опыт, становились грозной силой для врага. Уставом сторожевой и станичной службы от пограничников требовалось «проявлять постоянную бдительность, соблюдать меры собственной безопасности, без смены на места самовольно с участка не съезжать».

За самовольный уход с участка без смены старинным пограничникам грозила смертная казнь. За небрежное несение службы и «недоезд до установленных мест – битие кнутом». За опоздание к месту службы – денежный штраф.

С 5 августа 1827 года царь Николай I вводит для пограничников зелёную форму одежды и устанавливает единое вооружение: пика, два пистолета, сабля для конных и ружьё со штыком, тесак для пеших пограничников.

Все последующие изменения в пограничной страже империи были направлены на полную военизацию этой специальной силы. Деятельность пограничной стражи Российской империи имела боевой характер.

Сегодня общая протяженность Государственной границы Российской Федерации составляет 6 миллионов 103 тысячи 129 километров по земле и воде.

На вооружении частей и подразделений Пограничной службы находятся современное оружие, боевая, авиационная, морская, автомобильная и специальная техника.