• В английской пословице сказано, что не нужно пытаться воспитывать детей. Следует воспитывать себя, а дети все равно будут похожи на родителей. Отталкиваясь от этого мудрого суждения, постарайтесь быть хорошим примером для своего ребенка в экономических (и не только) вопросах. Так ребенок прочно и надежно усвоит, как относятся мама и папа к деньгам. И в дальнейшем будет равняться на них.

  • Для детей дошкольного и раннего школьного возраста деньги представляются чем-то абстрактным. Поэтому избыток желаний и потребностей компенсировать полностью удастся вряд ли. И даже если финансовые возможности семьи неограниченны, все же необходимо установить лимит трат. Ребенок четко должен понимать, для чего нужны деньги. Отправляясь в супермаркет с малышом, составьте список продуктов, которые необходимо купить. Поделитесь этим списком с ребенком. Поручите ему ответственное дело – складывать продукты по списку в корзину. Он сразу поймет, что лишнее должно остаться на полке в супермаркете. И не забудьте премировать малыша за понимание и хорошую работу. Это станет стимулом для дальнейшего хорошего поведения. Только «премия» должна быть разумной, умеренной. И практиковать ее лучше всего через раз.

  • Уже в раннем школьном возрасте ребенку следует знать, «уложиться в бюджет». Если вы даете малышу 100 рублей, то покупки не должны выходить за пределы этой суммы. Если он захотел купить какую-нибудь игру, книгу или рюкзак, то выделите на это, например, тысячу рублей. Гуляя по магазину, ребенок уже не будет показывать пальцем на модели стоимостью в две или три тысячи. То же касается и продуктов питания. Малыш должен понимать, что существует определенное количество денег для покупки. Если по каким-то причинам остаются «лишние» финансы, он имеет право по своему желанию распорядиться ими.

  • Когда ребенок переходит в подростковую возрастную категорию, у него может возникнуть вопрос: «Почему я не могу купить все, что захочу?». Теперь самое время познакомить его с понятием ежемесячного семейного бюджета и способами его пополнения. Будьте честны с ребенком, и он ответит вам благодарностью и пониманием того, почему иногда людям приходится себе в чем-то отказывать.

  • Главной задачей родителей в вопросе, как научить ребенка финансовой грамотности, является четкое объяснение. Деньги – это далеко не бесконечный ресурс. Не повседневная данность. Их нужно зарабатывать трудом: физическим или умственным. Для наглядной демонстрации этого правила, можно предложить ребенку игру. За хорошо проделанную работу он будет получать финансовое вознаграждение. В более старшем возрасте детям обычно дают карманные деньги. Размер их может зависеть от поведения, успехов в учебе и прочих достижений ребенка. Это будет дисциплинировать, стимулировать ребенка быть выше, лучше и т.д.

  • На примере тех же карманных денег можно научить детей копить и даже зарабатывать свой капитал. Для этого разделите деньги по двум конвертам по цели их использования: на личные траты и сбережения. Необязательно, чтобы в каждом конверте было одинаковое количество денег. Все будет зависеть от потребностей ребенка.

Статистика свидетельствует, что современные российские родители вкладывают много личных средств в образование детей. Возраст до 3 лет и возраст 5-7 лет - крайне тревожные для родителей дошкольников, и обращение к специалистам, в том числе педагогам, в эти годы особенно велико. Чтобы платные услуги детского сада пользовались успехом, необходимы:

  1. Изучение спроса родителей, проживающих на конкретной территории и формирование списка услуг на основе спроса.
  2. Грамотное позиционирование услуг, донесение информации о них целевой аудитории.
  3. Конкурентное качество самих услуг.
  4. Конкурентное качество обслуживания при предоставлении услуг.

Каждый из этих этапов наполнен множеством нюансов. Управленческие, юридические, социальные, педагогические аспекты построения системы успеха дошкольной образовательной организации требуют изучения и увязывания между собой. Вдумчиво изучить успешный опыт в данном направлении и выстроить актуальный проект изменений Вы сможете на Всероссийском практическом семинаре , который пройдёт в г. Санкт-Петербурге 24-27 апреля 2017 года.

Финансовая грамотность дошкольника: зачем и как

Современные дети участвуют в покупках в магазине, в 4-7 лет детям могут разрешить иметь карманные деньги. При этом многие родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки, и родители ищут помощи педагогов в решении этих проблем. Современный детский сад может в этом помочь, имея Программу развития финансовой грамотности дошкольников.

Для начала, ответьте на вопрос: какая основная задача воспитания финансовой грамотности должна быть решена в возрасте до 7 лет? Обязательно запишите свой вариант.

В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре, зле, красивом, некрасивом, о хорошем и плохом. Основная задача - дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам. Центральная идея - бережливость, «я - бережливый ребёнок».

Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определённой последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми. Бесконечные наставления, назидания напоминают дождь, падающий на почву, в которую не брошены зерна.

Также с дошкольниками можно использовать игры, анализ поступков героев сказок, беседы, квесты.

Задачи, которые нужно решать:

  • Дать простые экономические знания.
  • Сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам.
  • Научить, как обращаться с деньгами: накапливать, тратить, вкладывать и т.д..
  • Развитие познавательного интереса учащихся к вопросам
    финансовой грамотности и применению этих знаний на практике.
  • Повышение обоснованности финансовых решений, принимаемых при планировании семейных бюджетов.
  • Формирование положительного отношения к государственным и муниципальным финансам, бюджетному и налоговому законодательству.
  • Обучать дошкольников правильно управлять своим поведением на основе первичных представлений о мире финансов.
  • Определять разницу между "хочу" и "надо".

Пример беседы с родителями:

  1. Ваш ребёнок ведет себя бережливо?
  2. Что Ваш ребёнок знает о деньгах? Отличает ли он различные монеты и банкноты?
  3. Умеет ли Ваш ребёнок сам расплачиваться в магазине наличными?
  4. Ваш ребёнок получает карманные деньги? От кого? Регулярно или время от времени? В каком размере?
  5. Ваш ребенок самостоятельно принимает решение, на что потратить карманные деньги?
  6. Вы поощряете своего ребёнка деньгами?За что?
  7. Обсуждаете ли Вы с ребёнком финансовые вопросы? Какие именно (приведите примеры).
  8. Привлекаете ли Вы ребёнка к составлению семейного бюджета. В каких ситуациях.

«Домашнее задание» маме и папе

  • Побеседуйте со своим ребёнком:
  • Что такое деньги?
  • Зачем деньги нужны?
  • Откуда берутся деньги?
  • Есть ли у тебя деньги?
  • Как ты тратишь свои деньги?
  • Сколько тебе нужно денег?
  • Что нового Вы узнали?

Получить еще больше конкретных методических рекомендаций по направлению «Развитие финансовой грамотности дошкольников от 3 до 5 и от 5 до 7 лет» вы сможете на .

Присоединяйтесь к нашей активной творческой работе!

  1. Приключения кота Белобока, или экономика для малышей. Волгоград, 2015. Тетрадь по финансовой грамотности для дошкольников.
  2. Бродникова Е. Красавина Е. Дети и деньги. Растим миллионера. СПб., Питер, 2013.
  3. Кийосаки Р. Богатый папа, бедный папа. М., Попурри, 2014.
  4. Хилл Н. Думай и богатей! М., Попурри, 2014.
  5. Бодо Ш. Мани, или Азбука денег. М., Попурри, 2006.
  6. Годфри Джолайн. Как научить ребёнка обращаться с деньгами, Добрая книга, 2006
  7. Нормакова И.В., Протасевич Т.А Начала экономики. М, Вита-пресс, 2014.
  8. Сахаровская Ю. Куда уходят деньги? Как грамотно управлять семейным бюджетом. Альпина Бизнес Букс, 2000.
  9. Руль А. Экономим с удовольствием, или как накопить на яхту. ИГ "Весь", 2013.
  10. Светлова М. Деньги в твоей жизни. ИГ "Весь", 2013.
  11. Эггерт Дж. Записки экономиста о счастье, успехе, процветании. ИГ "Весь", 2013.

Больше полезной информации для развития вашего детского сада вы получите на Международной конференции «Взаимодействие ДОУ и семьи: лучшие российские практики и зарубежный опыт» , которая пройдёт 6―8 августа. Приходите на конференцию, и вы узнаете, как завоевать доверие родителей и создать положительный имидж ДОУ.

Один из самых желаемых навыков, которым хотело бы овладеть большинство людей, – уметь грамотно распоряжаться деньгами. Между тем учиться этому лучше с самого детства. Об этом мы и расскажем в нашей статье.

1. Посвятите ребенка в семейный бюджет

У детей рано возникает желание что-либо купить, поэтому первые разговоры о семейном бюджете можно начинать в 4 года, когда ребенок уже в состоянии понять многие вещи. Это отличная возможность рассказать, что деньги достаются трудом.

Познакомьте его с финансами семьи и объясните, какие обязательные статьи расходов у вас есть, что вы делаете с оставшейся частью денег. С маленькими детьми лучше всего это сделать на примере долек апельсина или деталей Lego, а с подростками можно говорить более серьезно, рассказывая о тратах в процентном соотношении. Для ребенка это знакомство со взрослой жизнью, к которой стоит готовиться заранее.

2. Следите за своей реакцией на финансовые просьбы ребенка

Если на каждую просьбу ребенка что-то купить вы реагируете раздраженно, постоянно говорите, что не можете себе позволить такую вещь, поскольку она слишком дорога для вас, то у него сформируется мнение, что денег вечно не хватает и что они – самая большая ценность. А еще что иметь свои желания – это плохо.

Начинайте с согласия: детям важно знать, что их понимают и их потребности учитывают. Объясните, что в этом месяце расходы уже расписаны и его пожелание, к сожалению, не внесли. Попробуйте помочь ребенку найти варианты, чтобы воплотить в жизнь его мечту: попросить это в подарок на Новый год; откладывать; найти похожую вещь, но дешевле; продать что-то, чем не пользуешься. Ему должно быть понятно, почему предмет нельзя приобрести сейчас и какая есть альтернатива.

3. Осознанно делайте покупки с ребенком

Дети часто сопровождают нас в походах в магазин, и это также полезно использовать как возможность для финансового воспитания. Хоть ребенок не может еще покупать товар самостоятельно, он уже способен выбирать. Объясняйте ребенку, почему вы берете то или иное количество товара, рассказывайте, почему из нескольких аналогичных товаров вы выбираете что-то одно, обсуждайте качество и стоимость, целесообразность покупки.

Старайтесь расплачиваться на кассе наличными деньгами – так ребенку легче понять тонкости их оборота: деньги заканчиваются, и их нужно зарабатывать снова.

4. Выделяйте еженедельно карманные деньги

Карманные деньги могут появиться в жизни ребенка уже в 5-7 лет. Пусть это будет небольшая сумма, которую вы сможете выдавать ему еженедельно. Важно, чтобы этими деньгами он мог распоряжаться по собственному усмотрению. Вы можете что-то посоветовать, но окончательное решение должно быть за ребенком. Научите детей относиться к деньгам бережно: для этого, например, подойдет копилка или маленький кошелек.

Когда сумма выдается нерегулярно или родители могут забрать ее в любой момент, то дети просто не смогут понять, как управлять деньгами, не научатся стратегии. Деньги лучше давать или просто так, или за дела, которые не входят в непосредственные обязанности ребенка. К примеру, работу по дому, учебу в школе и все дела, которые присутствуют в повседневной жизни семьи, не стоит "оплачивать": этим вы только ухудшите свои отношения и снизите мотивацию к знаниям.

Первые эксперименты с деньгами могут быть не совсем удачные, но постепенно ребенок научится распоряжаться средствами, считать сдачу, копить на важную покупку – он поймет, что деньги исчезают, и будет к ним относиться более осознанно.

5. Играйте

Игра – это основной способ познания мира для детей. Попробуйте познакомить ребенка с деньгами через игру.

"Найди дешевле"

Попросите ребенка найти товар по более доступной цене или посоревнуйтесь, кто это сделает быстрее. Такие навыки пригодятся в любом возрасте. Пусть он сравнит, что дороже – свежие фрукты или компот? А почему одни товары дороже, а другие дешевле? Обсудите это.

"Купи сам"

Дайте ребенку возможность сделать покупки самостоятельно. Вы можете отправить его за покупками с небольшим списком продуктов, а сами подождать возле кассы. Это еще и отличный способ уберечься от капризов в магазине.

Планируем бюджет

С детьми постарше обсудите, на что тратятся деньги. Начертите на листе таблицу, обозначьте категории расходов: еда, одежда, транспорт, здоровье, хозяйство, подарки, развлечения. Пусть ребенок определит, какие расходы к какой категории относятся. В конце недели подсчитайте все расходы по категориям и составьте диаграмму с расходами в виде столбиков. Так будет наглядно видно, на что вы потратили денег больше всего, а на что – меньше.

Привычку разумно относиться к деньгам необходимо развивать у детей с ранних лет, уверены эксперты. Мы подобрали несколько рекомендаций, которые помогут вам научить своего ребенка бережному отношению к личным финансам.

1. Карманные деньги - это важно

Если вы планируете научить ребенка грамотному отношению к деньгам, важна не только теория, но и практика. И здесь не обойтись без карманных денег. Их размер должен зависеть исключительно от размера вашего дохода. Даже если это 200 руб. в неделю, на эту сумму можно как купить мороженое, так и накопить на мобильный телефон.

Марк Гойхман, аналитик ГК ТeleTrade: «Первые познания финансовой грамотности ребёнку можно дать, как только он научится считать - в школе или даже до неё. Маленький человек должен понимать, сколько стоит мороженое или игрушка. Сопоставлять, что дешевле или дороже. Затем он начинает делать самостоятельные покупки. Здесь неоценимое значение имеют карманные деньги. В жизнь входит практическое освоение финансовых отношений. Оно даёт сильный стимул в развитии. Учит сопоставлять потребности и возможности - важнейший жизненный навык. Ребенок вступает во взаимоотношения между людьми, учится соблюдать правила общества, осознает ценность труда и сотрудничества. Появляются элементы планирования, ответственности, организованности. Все эти премудрости дети должны познавать не самостоятельно, а с помощью и под контролем родителей. Но именно на практике. Мама с папой, выдавая деньги, спрашивают, на какие цели их потратит чадо, попросят посчитать, какие суммы нужны».

2. Экономить выгоднее, чем тратить

Объясните ребенку, что те деньги, которые он не потратит сегодня на очередную покупку, завтра могут принести ему прибыль. Важно, чтобы ребенок стремился заставить работать свои денежные активы. Расскажите ему о депозитах, которые приносят прибыль, когда деньги при этом не тратятся. Даже если это будет несколько сотен рублей в год от небольшой сумы денег, вложенной вашим ребенком во вклад, он на личном примере убедится, что сэкономленные деньги приносят прибыль.

Приведите пример: одна тысяча рублей во вкладе под 10% годовых через 10 лет «заработает» еще одну тысячу рублей.

По мере того, как ваши дети растут, рассказывайте им о других, более прибыльных способах инвестирования: к примеру, фондовых рынках.

Андрей Паранич, заместитель директора СРО «МиР»: «Чем раньше ребенок начнет учиться обращению с деньгами, тем легче ему усвоить основы грамотного отношения к финансам. При этом стоит понимать, что важным элементом обучения является позитивный пример взрослых, которые окружают ребенка. Обучение на практике всегда эффективно, поэтому карманные деньги могут стать хорошим способом формирования правильного отношения к деньгам. Однако стоит учитывать, что карманные деньги - это те средства, которые вы выдаете ребенку регулярно, вне зависимости от его успехов в учебе или объемов работы по дому. Именно при таком подходе у ребенка формируются основы финансового планирования - он знает, что у него есть собственные деньги, которыми он может распоряжаться по своему усмотрению».

3. Нет смысла переплачивать за тренды и бренды

Расскажите ребенку, что нет ничего плохого в том, чтобы покупать то, что ему хочется. Однако нет никаких причин для того, чтобы переплачивать за желаемую вещь. Объясните, что нет смысла покупать последнюю игру LEGO «Звездные воины» только потому, что хочется получить ее именно на день рождения. Через пару месяцев, когда популярность игры пойдет на спад, меньше станет и ее стоимость.

То же можно сказать и о брендовых вещах. Нет оснований переплачивать за товар в два или три раза только потому, что на нем есть известный логотип. Объясните, что главное требование к вещи - ее качество, и зачастую неплохие джинсы можно купить за меньшие деньги, но без известного логотипа той или иной торговой марки.

Однако если любовь к брендам у вашего чада неискоренима, обратите его противоречивый дух на пользу.

«Желание ребенка получить престижный гаджет может стать хорошим примером для практического обучения финансовой грамотности, - считает Андрей Паранич. - Родители могут предложить ребенку оценить, насколько реальна эта финансовая цель и как можно ее достичь самостоятельно. Например, предложить посчитать, за сколько месяцев он накопит на нравящуюся ему модель смартфона, откладывая часть карманных денег, как увеличится скорость накопления, если разместить деньги на банковском вкладе, подумать, какие еще финансовые поступления могут ускорить достижение этой цели. Например, вознаграждение за выполнение дополнительных обязанностей по дому или самостоятельный заработок.

После того, как такие расчеты произведены и финансовый план составлен, имеет смысл предложить ребенку подумать об альтернативах - что можно купить на накопленные деньги вместо этого смартфона. Вполне возможно, ребенка привлечет возможность истратить накопленное на новый велосипед, летнюю поездку с друзьям, а на оставшиеся от накоплений средства купить более простой смартфон.

4.Экономить выгоднее, чем занимать

Пожалуй, этому научить сложнее. Что и говорить, отнюдь не все взрослые согласятся с этим правилом.

По данным Объединенного кредитного бюро, только в августе текущего года банки выдали россиянам 2,25 млн новых кредитов общим объемом более 288,7 млрд. руб. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, рост в количественном выражении составил 4%. Что же, проще исправлять свои ошибки, обучая ребенка на собственном примере. Расскажите ему, как дорого обходятся заемные средства. Объясните, как на примере с депозитом: если взять в кредит 1 тыс. руб. под 10% годовых, то вернуть придется через год минимум 1100 руб.

Не помешает в объяснении этого навыка и практика. Если ваш ребенок хочет купить какую-то вещь, но денег на нее нет, предложите одолжить ему необходимую сумму под процент. Когда он поймет, что должен лишить себя мороженого, чтобы вернуть проценты, возможно, интерес к заемным средствам у него пропадет.

Эдуард Матвеев, независимый финансовый эксперт: «Разговаривайте с ребёнком о вашем семейном бюджете, объясняйте, какую финансовую дыру и проблемы создаст крупная покупка, предложите альтернативы. Если разговор действительно будет честным, откровенным - ребёнок вас обязательно поймёт, когда вдруг ощутит, что теперь, обладая новой информацией, он тоже в ответе за семью и за бюджет».

5. Деньги друзей - не твое дело

Вам наверняка знакома ситуация под названием «Мама, мне нужен планшет как у Вити из моего класса». Не стоит идти на поводу ни у своего ребенка, ни у социума. Если «Витин планшет» вам не по карману, не копите долги, ступая на скользкий путь, дальше будет только хуже.

Предложите ребенку сосредоточиться на себе и собственных средствах. Это важно, если вы хотите, чтобы в будущем они тратили деньги с умом и довольствовались тем, что имеют.

Анна Вульф, психолог: «Выстроенное отношение к деньгам поможет ребенку спокойно воспринимать то, что одноклассники носят модные вещи или пользуются дорогим телефоном, даже если у него нет таких вещей.

Если ребенок завидует одноклассникам, то важно показать, что вам важны его переживания. Для взрослого это сигнал, что ребенок не до конца еще понимает ценности вашей семьи. В этом случае ему сложно отстаивать их перед одноклассниками в ситуации конкуренции. Прежде чем говорить о своем отношении к этой ситуации, проясните ее. Узнайте, почему ему важно быть похожим - чтобы общаться с одноклассниками наравне, или чтобы доказать им, что его тоже любят в семье. У него могут быть и другие причины желать такую же вещь. Возможно, ему нужно научиться общаться с интересными для него людьми вне зависимости от разницы в материальном положении. Другое дело, если он пока не понимает различия в финансовых возможностях людей и связывает ваш отказ купить ему телефон Apple c плохим отношением к нему».

Научите своих детей ценить время. Объясните им, что не стоит, к примеру, лепить днями напролет из глины фигурки в большем количестве, чем их купят на школьной ярмарке. Важно, чтобы ребенок понял - не стоит тратить усилия там, где они не окупятся. Вместе с тем, ему важно понимать, что необходимо упорно работать, чтобы зарабатывать себе на жизнь. Но труд должен оплачиваться достойно. Важно научить ребенка не бояться просит больше за свою работу, если он этого заслуживает.

Николай Косяк, руководитель проекта «Рамблер/финансы» Rambler&Co: «Любому человеку пригодится умение грамотно распоряжаться деньгами, закладывать основы этих знаний нужно в детстве. С детьми обязательно нужно говорить о деньгах, работе, тратах. Карманные деньги учат детей считать, копить, экономить и прислушиваться к своим желаниям. Кроме того, карманные деньги - это стимул для ребенка к дальнейшей самостоятельности, финансовой независимости».

Если вам удастся донести до детей вышеперечисленные рекомендации, они вырастут людьми, умеющими ценить себя, свое время и деньги.

Все родители хотят дать своему ребенку максимум полезных знаний, чтобы подготовить его ко взрослой жизни. Мамы и папы не могут прийти к единому мнению во многих вопросах, например, с какого возраста нужно заниматься с малышом иностранными языками, учить его читать и писать. Взрослые редко задумываются о том, что стандартный набор знаний – это далеко не все, что необходимо для гармоничного развития личности. Родителям кажется, что дети смогут грамотно распоряжаться финансами без особого их участия, что рано или поздно сама жизнь станет учителем в этом вопросе.

Однако такой подход в корне неверный. Воспитывать финансовую грамотность нужно буквально с пеленок – с того момента, когда ребенок в магазине впервые начнет вас о чем-то просить. Он должен понимать, что деньги возникают не по мановению волшебной палочки, чтобы их заработать нужно приложить немало усилий. Важно помочь ребенку выработать правильное отношение к деньгам, вдохновить на серьезные достижения, уделить внимание творческому подходу к заработку, а не просто воспитать трудолюбивого работника, который выполняет дела на автомате.

Как достичь успеха в этом непростом деле? Ответственным родителям поможет подборка полезных советов:

1 . Старайтесь чаще брать ребенка с собой в магазин. Объясняйте ему свой выбор: почему в тележке лежит именно этот товар, а не какой-то другой. Можно зарабатывать миллионы и при этом быть постоянно без денег. По-настоящему богат только тот, кто умеет разумно распоряжаться финансами и не спускать все деньги на ненужные вещи.

2 . Перед тем, как купить сыну или дочери желаемое, напомните, что похожие игрушки у него уже есть дома. Предложите такой вариант: если вы купите сейчас то, что он хочет, то от новой покупки придется в другой раз отказаться. Ребенок может попробовать манипулировать вами, говоря, что родители знакомых покупают им все, что душе заблагорассудится. Не идите на поводу и не переживайте. Объясните, что сравнивать нет смысла. Вы, например, никогда не сравниваете его с другими детьми. Хочется рассчитывать на взаимность – чтобы вас с другими взрослыми в один ряд не ставили. Общество потребления диктует свои правила. Мы живем в мире, где продаются не товары и услуги, а ощущение принадлежности к тем избранным, кому доступна покупка желаемых вещей. Постарайтесь рассказать это ребенку простым и понятным его возрасту языком.

3 . Один из символов самостоятельности – это . Предложите своему отпрыску хранить деньги в трех разных местах. Из одной копилки пусть он берет деньги на приятные повседневные мелочи, например, мороженое или билеты в кино. Во вторую откладывает средства на дорогостоящие покупки. Третья – для инвестиций, этими деньгами он сможет воспользоваться только во взрослой жизни. Важно не только предложить такой способ ребенку, но и постоянно ненавязчиво подсказывать, как лучше распределить финансы. Для начала вы можете предложить следующую схему: 40% - текущие расходы, 50% - сбережения и 10% - инвестиции. Постепенно ребенок сможет вывести для себя удобное соотношение и научится принимать взвешенные решения самостоятельно.

4 . Важно научиться нести ответственность за собственные траты. Если выделенные деньги исчезли быстрее запланированного или были потеряны, то не стоит давать сразу же новую сумму. Объясните, что важно бережно относиться к финансам, расходовать деньги экономно и совершать обдуманные покупки, а не импульсивные.

5 . Многие родители допускают серьезную ошибку, когда начинают платить детям за выполненные домашние дела. Так поступать нельзя. Важно воспитать именно любовь к труду, чтобы ребенок получал удовольствие от процесса, а не только рассчитывал на материальное вознаграждение.

6 . Перебирайте старые игрушки вместе. Если у ребенка есть вещи, которыми он больше не пользуется, то предложите ему такие варианты: ненужное можно продать или поменяться в друзьями.

7 . Научите ребенка отдавать просто так, не ожидая ничего в ответ. Занимайтесь вместе благотворительностью.

8 . Финансовой грамотности можно и нужно обучать в развлекательной форме. «Монополия», «Денежный поток» и другие настольные игры отлично справятся с этой задачей. С их помощью можно моделировать ситуации, с которыми ваши дети встретятся во взрослой жизни. Помогите сформировать правильное отношение к ошибкам. Любые неудачи – это опыт, который пригодится в дальнейшем.

9 . Без силы воли и терпения правильное отношение к финансам не сформировать. Интересен так называемый «маршмэллоу-тест». Психолог Уолтер Мишел в 1960 году оставил группу детей в комнате. Каждому из них он дал по маршмэллоу и рассказал правило: если не съесть лакомство сразу, а подождать 15 минут, то можно получить второе такое же. Дети, которым удалось справится с соблазном, во взрослой жизни стали успешными. Те, кто не удержался, серьезных результатов не достигли. Важно управлять своими желаниями и уметь ждать.

10 . Самое главное, что можно сделать для ребенка, чтобы научить его грамотно пользоваться финансами, - во всем подавать личный пример. Глупо объяснять, как правильно распоряжаться финансами, а затем спускать деньги на ветер.