«Лето природа» - Развивать речь. 1890-1960. Цель: Обобщить полученные знания по разделу «Природа летом». Почему маленькую птичку не пугают мрак и тучи? Содержание: Тема: Обобщение по разделу «Природа летом». Борис Леонидович Пастернак. Вместе с авторами раздела учиться наблюдать за природой. Темы рассказов. Задачи: Совершенствовать навыки чтения.

«Образ женщины-матери» - Е. Кошевая «Повесть о сыне», Космодемьянская «Повесть о Зое и Шуре»… Берегите своих матерей. Образ матери в русской литературе. В романе Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» насилие предстаёт в разных видах. Какая безмерная тяжесть На женские плечи легла! (М. Исаковский). Образ матери извечно нёс на себе черты драматизма.

«Памятники литературным героям» - Идея создания монумента принадлежит фонду «Диалог культур – единый мир». Старшему капитану явно приданы черты героя – полярника и ученого О.Ю.Шмидта. Плещет река. Только бронзовую фигурку с места не сдвинуть. Постамент выполнен, естественно, в виде пивной бочки. С цоколя фонтана улыбается лукавый герой.

«Рассказы про дом» - Квартира. «На сегодня хватит!» - говорит Петр жене. Три литра сделал и уже хватит?». 23. 28. 6. 7. Г.Гребенщиков «В полях». 13. 21. Юровский Игорь Федорович. Чернь- то же, что и простонародье, черный народ. Безрогая кика. Словарь: лексическое значение;

«Олонхо» - Было ли вам интересно? Итог: Внеклассное занятие. Верхний средний нижний. Вступительное слово учителя. Защищает народ от абасы. Современные школьники умны,искренни, восприимчивы к хорошему. Лошадь Ньургун Боотура-сильный, преданный другу, умный и могущественный защитник. С удовольствием играют в народные игры, разыгрывают сценки.

«Калевала» - Учитель начальных классов Меньшикова Н.В. Типология проекта. Что такое «КАЛЕВАЛА»? Информационный проект 4 класса МОУ СОШ п.Водла. Цель: узнать всё о «Калевале». Структура проектной деятельности. Развитие умения добывать знания и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях.

Всего в теме 14 презентаций

31.12.2020 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько".

10.11.2019 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

29.09.2019 - За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

22.09.2019 - Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

15.09.2019 - На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению " Гордость и смирение"

10.03.2019 - На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько.

07.01.2019 - Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро (в течение 3-4 часов).

16.09.2017 - Сборник рассказов И.Курамшиной "Сыновний долг", в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 - Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей!

16.04.2017 - В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц!

16.04.2017 - На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ.

25.02 2017 - На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБ З. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 - На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ,

Амстер Мария Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ "Школа №514"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Тема воспитания в русской литературе (по комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль" и повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка")
Дата публикации: 03.07.2017
Раздел: среднее образование

Урок литературы

Тема воспитания в русской литературе

(по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» и

повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Учитель русского языка и

литературы

ГБОУ «Школа №514»

М.С.Амстер

Д. И. Фонвизин

А.С.Пушкин

Что посеешь, то и пожнешь.

Пословица.

Воспитание – великое дело: им

решается участь человека.

В. Г. Белинский.

Проблемный вопрос:

«Что главнее – воспитание или

образование?»

Родители

Митрофанушки

Петруши

Вопросы

От кого, по-вашему, в большей степени

зависит результат воспитания и

образования? Были ли родители

Митрофана Простакова и Петра Гринева

людьми образованными?

Как в семьях Простаковых и Гриневых

относились к воспитанию и образованию

сыновей?

Какие занятия и интересы были у

Митрофанушки и Петруши?

случайностью. А.С. Пушкин заставляет читателя

специально сравнивать своего героя с

Митрофанушкой и сделать вывод о первостепенной

важности воспитания в жизни человека.

Однако, несмотря на такое количество

совпадений, образ Гринева уже в самом начале

повести явно противопоставлен образу Митрофана,

хотя сам Петруша называет себя недорослем.

После появления комедии Д.И. Фонвизина это

слово стало нарицательным для обозначения

лентяев и недоучек, не просто глупых и

необразованных, но и не желающих ничего знать, не

желающих ничему учиться, грубых и капризных.

Анализ и систематизация цитат

Комедия «Недоросль»

«Прочтите его сами! Нет, сударыня, я,

благодаря Бога, не так воспитана. Я

всегда велю другому».

«Нас ничему не учили. Бывало, добры

люди приступят к батюшке, ублажают,

ублажают, чтоб хот братца отдать в

школу. Кстати ли? Покойник-свет и

руками, и ногами, царство ему

небесное! Бывало, изволит закричать:

прокляну ребенка, который что-нибудь

переймет у басурманов, и не будь тот

Скотинин, кто чему-нибудь учиться

захочет».

«Для грамоты ходит к нему дьячок от

Покрова, Кутейкин. Арихметике учит

его, батюшка, один отставной сержант

Цыфиркин». «По-французски и всем

наукам обучает его немец Адам

Адамыч Вральман», который «три

года был кучером»

. «Побегу-тка теперь на голубятню».

Повесть «Капитанская

дочка»

«Батюшка у окна читал

Придворный календарь…» «…

Придворный календарь не

попадался ему на глаза иногда по

целым месяцам».

«С пятилетнего возраста отдан я

был на руки стремянному

Савельичу… Под его надзором на

двенадцатом году выучился я

русской грамоте…» «В это время

батюшка нанял для меня

француза, мосье Бопре…» «Бопре

в отечестве своем был

парикмахером, потом в Пруссии

солдатом…»

«Я жил недорослем, гоняя голубей

и играя в чехарду с дворовыми

мальчишками».

Продолжение работы по анализу текста

и систематизации цитат.

Вопросы:

Можно ли Петрушу Гринева, как и

Митрофанушку, назвать невеждой и невежей?

Чему научились Митрофанушка и Петруша

к шестнадцати годам?

Как относились Митрофанушка и Петруша к

родителям, учителям, воспитателям из

крепостных?

Цитаты

Комедия «Недоросль»

«Бьюсь с ним третий год: трех

перечесть не умеет».

«Четвертый год…новой строки не

разберет…»

«Дверь? Катора дверь? Эта?

Прилагательна. Потому что она

приложена к своему месту. Вон у

чулана шеста неделя дверь стоит

еще не навешена: так та покамест

существительна».

«Да отвяжись, матушка, как

навязалась…»

«Ну! Давай доску, гарнизонная

крыса!»

«Ну, еще слово молви, стара

хрычовка! Уж я те отделаю…»

Повесть

«Капитанская дочка»

«…на двенадцатом году выучился я русской

грамоте».

«У Швабрина было несколько французских

охота к литературе. По утрам я читал,

упражнялся в переводах, а иногда и в

сочинении стихов».

«Опыты мои, для тогдашнего времени,

были изрядны, а Александр Петрович

Сумароков, несколько лет после, очень их

похвалял».

«…всего более огорчило известие о болезни

матери».

«…мы умолим отца моего …»

«Мы тотчас поладили…» «Мы жили душа в

душу».

«Мне было жаль бедного старика…»

«…что Савельич передо мною был прав и

что я напрасно оскорбил его упреком и

подозрением. Я просил у него прощения…»

Заключительный этап анализа и

систематизации цитат.

Вопросы:

Какой пример показывали родители

Простаковы и Гриневы своим

сыновьям?

Какие наказы давали родители своим

детям?

Цитаты

Комедия «Недоросль»

«Все себе возьми,

Митрофанушка»;

«…друг мой, ты хоть для

виду поучись…»;

«…конечно, то вздор, чего

не знает Митрофанушка»

Повесть «Капитанская дочка»

«Петруша в Петербург не

поедет. Чему научится он,

служа в Петербурге? Мотать

да повесничать? Нет, пускай

послужит он в армии, да

потянет лямку, да понюхает

пороху, да будет солдат, а не

шаматон»,

«Служи верно, кому

присягнешь; слушайся

начальников; за их лаской не

гоняйся; на службу не

напрашивайся; от службы не

отговаривайся; и помни

пословицу: береги платье

снову, а честь смолоду».

Какой вывод можно сделать, сравнивая

заключительную часть таблицы?

В жизни каждого человека огромную роль играют его

родители. Именно в семье закладываются те основы

нравственности, морали, которые во многом

определяют дальнейшую судьбу.

У своей матери научился Митрофанушка грубости и

хамству. И, когда Простакова бросается к нему, ища

утешения и сыновней любви, Митрофан грубо

отталкивает ее. Имя Митрофанушка, как и слово

недоросль, стало синонимом не только глупости,

невежества, но и безобразного отношения к близким и

родным людям, отсутствия элементарного

представления о нормах поведения.

Честные и добрые родители Петра научили своего

сына самому главному в жизни: беречь честь смолоду.

Вернемся к проблемному вопросу, поставленному в

начале урока: « Что главнее – воспитание или

образование?»

Подводя итог, конечно, не следует делать вывод о

второстепенности или даже необязательности

образования. Образование является важнейшим

условием воспитания. Понятия воспитания и

образования неразрывно связаны между собой.

Трудно представить себе хорошо воспитанного

человека абсолютно необразованным, но и

образование само по себе, без воспитания

нравственности не дает положительных результатов.

Поэтому так важно, чтобы в юном возрасте, в начале

жизненного пути каждый человек получил верный

нравственный ориентир. Таким ориентиром в наше

очень сложное время по-прежнему остается русская

классическая литература.

Ведь очевидно, что не тогдашний, а последующий жизненный опыт Гринева отражен в переданном им собственном состоянии, когда к нему в трактирный номер явился посланник от Зу-рина, напоминавшего о вчерашнем проигрыше: «Я взял на себя вид равнодушный и, обратясь к Савельичу, который был и денег, и белья, и дел моих рачитель, приказал отдать мальчику сто рублей». Хотя, строго говоря, в том, что Петруша осенью 1772 года характеризует своего Савельича строчкой из стихотворения Фонвизина «Послание к слугам моим: Шумилову, Ваньке и Петрушке», анахронизма нет. Фонвизинское стихотворение впервые было напечатано в 1770 году в июньской книжке журнала «Пустомеля». Но чрезвычайно сомнительно, чтобы этот журнал оказался в симбирской деревне у мальчика Петруши. А если он все же там у него оказался, то чрезвычайно сомнительно, чтобы Петруше захотелось вытвердить наизусть помещенные там стихи. И заставил сомневаться в этом не кто иной, как сам Петр Андреич Гринев, который, обронив: «В то время воспитывались мы не по-нынешнему», - дал такую картину собственного воспитания, в какую никак не вписывается журнал с фонвизинским стихотворением, хотя дух Фонвизина ощутимо витает над ней, воскрешая в памяти картину воспитания фонвизинского Митрофана, с которой она откровенно срисована. Что в этом нет никакой случайности, - показывает сам Гринев, открыто, как верно указали на это в своем комментарии к пушкинскому роману М.И. Гиллельсон и И.Б. Мушина, цитирующий «Недоросля». (Что Гринев цитирует фонвизинскую комедию, - констатирует и СБ. Рассадин. Но истины ради следует сказать, что справедливая эта констатация повлекла исследователя к удивительно несправедливому выводу. Отталкиваясь от В.О. Ключевского, который говорил об общем у Гринева с Митрофаном типе недоросля, СБ. Рассадин уже ведет речь о них как двойниках. И даже записывает им в кровную родню самого Фонвизина: все они, дескать, были в молодости на одно лицо. Нечего говорить о том, насколько приблизительны такие аналогии и насколько оскорбительны для тех, кого сравнивают с лоботрясом Митрофаном!)

(По роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»)

При осмыслении данной темы возникает вопрос: насколько правомерно данное сопоставление. Комедия Фонвизина написана 1781 году, в тот период, когда после подавления Пугачёвского восстания, реакция правительства могла быть самой жесткой. Но благодаря покровительству Потёмкина Фонвизину удалось осуществить постановку пьесы. Роман Пушкина – завещание потомкам, практически главная книга всей его жизни. События его «Капитанской дочки» относятся к разгару восстания мятежников. Между произведениями 55 лет – полвека, смена двух поколений. Но почему нам так симпатичен Гринёв Петруша и так неприятен Митрофан Простаков?

Картина дворянского быта, кажется, мало чем отличается: «Побегут-ка я на голубятню», - говорит Митрофанушка матушке после примерки костюма. «Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне шестнадцать лет», – пишет автор «Капитанской дочки». В чём же разница?

Начнём с учителей. У Митрофана их было трое, но более-менее уважения достоин только Цыфиркин: он единственный отказывается от платы за обучение, так как считает, что ничему недоросля не научил. Еремеевна – мамушка-кормилица, которая надобна лишь в минуту затруднения, готова жизнь отдать за своего господина, однако совсем не играет никакой роли в воспитании Митрофана. У Петруши учителей мало: Савельич и Бопре – бывший парикмахер. Но последний вообще никак не повлиял на воспитание, так как поминутно был пьян, а Савельич был дядькой, перед которым Петруша испытывал угрызения совести в минуту нравственной ошибки. Навряд ли педагогическое воздействие сформировало характеры наших недорослей.

Обратим внимание на родителей. Немногословный и забитый отец Простаков голоса перед супругой своей подать не смел. «При твоих глазах мои ничего не видят», - говорит отец семейства. Совсем по-другому ведёт себя батюшка Петруши. Мы слышим его дважды, когда он принимает решение по отстранению мсье Бопре от работы, по дороге врезав подзатыльник сыну за «занятия» географией (уместно вспомнить, Простакову, которая даже слово-то выговорить не могла правильно). А второй раз он решает отправить сына «потянуть лямку» да понюхать пороху на военную службу не в Петербург, а в Оренбург. Причём слёзы Авдотьи Васильевны в расчёт не принимаются. Суров? Суров, конечно, отец. Но и цели он преследует не чисто личные, а гражданские, государственные. Чего стоит одно только нравственное наставление, которое он отдаёт сыну:

«Береги честь смолоду!»

Да и решение Петруши скоропостижно жениться на Маше Мироновой было строго, сурово отклонено. Отец у Пушкина – явный пример того достойного дворянства, которое решало судьбу отечества.

Митрофан тоже отправляется на службу. Но при каких обстоятельствах, какие наставления он слышит? Будет ли он служить так же славно, как Гринев Пётр Алексеевич? Будет ли готов отдать свою жизнь за Отечество? Будет ли готов защитить свою честь, прийти на помощь страждущему? Очень спорно.

В заключение следует отметить, что главная разница в образах недорослей у Фонвизина и Пушкина состоит в умении развиваться и изменяться, что свойственно реалистическому искусству; и напротив, статичность и однобокость Митрофана, созданного в рамках классицизма, не позволяет нам домыслить его положительное развитие.