С древнейших времен люди придавали огромное значение способности запоминать и сохранять информацию, справедливо полагая, что от нее во многом зависит успех человека в любом . В эпоху Античности процесс запоминания считали настоящим искусством, которому покровительствовала одна из девяти муз – Мнемозина. Поэтому и искусство сохранения в памяти знаний назвали мнемоникой, а приемы управления - мнемическими, или мнемотехникой.

Процесс запоминания – это основа нашей памяти, и для того чтобы овладеть искусством мнемоники, нужно хорошо разбираться в том, как работают его законы.

Вы когда-нибудь обращали внимание на то, что наша память избирательна? Что-то запоминается легко и быстро, а какая-то информация, несмотря на упорную зубрежку, никак не хочет задерживаться в голове. Все дело в том, что запоминание работает по-разному, по сути, есть два совершенно разных вида запоминания, подчиняющихся различным законам.

Непроизвольное запоминание

Благодаря ему в нашей памяти сохраняется огромное количество информации, причем практически без всяческих усилий, а часто и неосознанно. Получать нужные знания, не прилагая к этому никакого труда – мечта всех школьников и студентов. Однако для того чтобы информация запомнилась непроизвольно, требуется ряд условий:

  1. Главное из них следующее: непроизвольно запоминается то, что привлекает наше внимание – яркая, необычная информация, связанная с нашими интересами или вызвавшая сильный эмоциональный отклик.
  2. Легче запоминается информация, включенная в деятельность. То есть когда знания нам нужны не просто для запоминания (как часто бывает в школе и в ВУЗе), а для выполнения профессиональных обязанностей или занятия любимым делом. В этом случае мозг быстро оценивает полученные знания как важные и нужные, и они закрепляются в памяти, а постоянное их участие в деятельности обеспечивает длительное хранение. Так, преподаватель, читающий курс, запоминает его материал быстрее и качественнее, чем студент, который его слушает.

Память носит ассоциативный характер. Это значит, что в процессе запоминания в головном мозге возникают условно-временные связи (ассоциации) между новой и уже имеющейся информацией. Она выполняет роль своеобразного якоря, который удерживает знания. Но для этого должна быть связь между новым и старым. В отношении абсолютно новой информации, не имеющей связей с нашим опытом, непроизвольное запоминание не работает.

А если эти условия отсутствуют, то необходимо прилагать усилия для запоминания и использовать разные .

Произвольное запоминание

Целенаправленное, преднамеренное сохранение информации чаще всего требует , тем более если нам нужно надолго сохранить полученные данные.

Произвольное запоминание имеет многоступенчатую структуру:

  • Попадая на первый уровень кратковременной памяти, информация хранится недолго, ровно столько, чтобы мозг смог оценить ее нужность и важность – от 30 секунд до нескольких минут.
  • Чтобы знания закрепились и перешли на уровень долговременной памяти, требуется возникновение временных связей между очагами возбуждения в коре головного мозга.
  • В случае непроизвольного запоминания они возникают сами, а вот когда условий для их возникновения нет, то мы должны позаботиться об их целенаправленном создании.

То есть произвольное запоминание предполагает различные приемы и техники закрепления и сохранения в памяти полученных знаний. Одну их этих техник знают все и используют постоянно, начиная со школы. Это техника многократного повторения. Если новую информацию несколько раз повторять, то это вызывает многократное прохождение нервного импульса по цепи нейронов головного мозга, и образуются те самые временные связи.

Но этот метод трудоемкий, неэффективный и годится лишь для информации малых объемов. А попробуйте, например, вызубрить учебник психологии или физики. Пробовали уже? И как, успешно? Скорее всего, нет, если только у вас не . Кроме трудозатратности и неэффективности, метод многократного повторения приводит к ситуации, когда возникает ощущение, будто голова пухнет от обилия информации, и новые знания не усваиваются. Это связано не с переполнением долговременной памяти – объем ее огромен. А с перегрузкой кратковременной и оперативной, которые связаны с обработкой информации.

Если вы хотите овладеть искусством мнемоники, то от практики зазубривания лучше вообще отказаться, а использовать более эффективные приемы и техники.

Ассоциативно-образные приемы

Методики запоминания информации, в основе которых лежат ассоциативная память и , считаются древнейшими. Эти приемы возникли тогда, когда у наших предков еще плохо было развито абстрактно-логическое мышление. Поэтому запоминание с опорой на образ простое, удобное, и им может пользоваться даже маленький ребенок.

Кстати, древние ассоциативно-образные приемы запоминания и воспроизведения информации передаются из поколения в поколение и некоторые дошли до нас. И думаю, вы ими иногда пользуетесь. Это так называемые узелки на память. Завязывая узелок, ставя крестик на ладони или накручивая ниточку на палец, мы повторяем то, что должны запомнить. В это время в нашем мозгу устанавливается ассоциативная связь между знаком-«узелком» и конкретной информацией. А после стоит нам увидеть этот «узелок», как сразу в голове всплывает то, что мы должны были помнить.

В далеком прошлом существовало даже узелковое письмо, где каждый по-особому завязанный узелок означал определенный информационный блок. И человек рассказывал, перебирал плетенку с узелками, вспоминая, о чем говорить дальше. Роль «узелков» могли выполнять ракушки, разноцветные камушки, рисунки на дощечке.

Сейчас большой объем информации уже никто не запоминает при помощи «узелков». Но некоторые приемы, связанные с активизацией ассоциативно-образного мышления, можно посоветовать.

Приемы запоминания цифр

Многим людям сложно запоминать цифры. Дело не только в том, что эта абстрактная, чаще всего сухая информация, но и в том, что она не требует работы мышления. Если, конечно, это не цифровой пример или математическая задача. А то, что никак не обрабатывается мозгом, не включено в мыслительную деятельность, запоминается хуже всего.

Если вместо цифр использовать связанные с ними образы, то процесс запоминания существенно упрощается, к тому же активная мыслительная деятельность способствует запоминанию.

Образы-ассоциации обычно носят индивидуальный характер, каждый может придумать свои, главное, чтобы они были интересные и яркие. Например, число 32 легко запомнить, ведь это 3 веселых гуся. А если 732, то гуси идут за сгорбленной бабусей (цифра 7). Образом для числа 31 может быть тройка лошадей, которой управляет кучер. А вот такую картинку можно придумать для более сложного цифрового ряда 324-17-05: три веселых гуся сидели на стуле, и сгорбленная бабуся с палочкой принесла им блюдо и ковш.

Образы должны быть максимально живыми и подвижными, старайтесь, чтобы у вас получилась осмысленная картинка, своеобразный мультфильм. Это значительно повысит эффективность запоминания и последующего воспроизведения информации.

Если с образным мышлением вы не в ладах, то цифры можно связать со словами, которые начинаются на ту же букву или имеют столько букв, какое число надо запомнить. Например: 457 – «Петр любит рыбалку».

Ассоциации могут быть смысловыми, и цифры легче запоминаются, если привязать их (установить связь) к номеру дома и квартиры, дню и году рождения, номеру школы и т. д.

Запоминание имен и группы слов

Ассоциативно-образные приемы годятся и для запоминания имен. Принцип здесь все тот же – установление связей-ассоциаций с возникшими в мозгу образами.

Успешность этого приема возможна только в том случае, если ассоциации, во-первых, будут яркими, во-вторых, связанными с конкретным человеком. Например: Белов Михаил – белый медведь. Это самый простой вариант. А вот Строганова Ирина – сложнее. Что можно придумать здесь? Строгая и ранимая (если характеристики соответствуют), стройная и румяная, страшная и ругается, строгает и рисует и т. д.

Нередко возникает проблема с запоминанием списка не связанных друг с другом слов. При запоминании нужно установить между ними образную или смысловую связь. Например, перечисление предметов, которые нам нужно купить: хлеб, сахар, бумагу для принтера, нитки и гвозди. Составляем предложение: «Хлеб с сахаром, завернутые в бумагу и связанные нитками, висят на гвозде».

Запоминание текста

Большой текст запомнить, конечно, сложнее, и не стоит пытаться выучить его дословно. Ассоциативно-образные приемы помогут и в этом случае. К ним относится тот самый знаменитый метод Цицерона «Римская комната», который можно использовать для запоминания текста сообщения, доклада или выступления на семинаре. Суть его в следующем.

Внимательно прочитайте текст сообщения, одновременно разбивая его на небольшие кусочки - смысловые части. Каждая часть должна содержать ключевую идею, которую можно уложить в короткую фразу. Кстати, уже эта проработка текста поможет его запомнить.

Представьте себе хорошо знакомое вам помещение, например, собственную квартиру со всей обстановкой, мебелью, аксессуарами и т. д.

  • Войдите в квартиру.
  • Начинайте снова читать текст и одновременно «раскладывать» на разных предметах обстановки выделенные кусочки текста, не забывая повторять основные идеи. Например, вступление вы расположите на зеркале справа, а следующий отрывок на тумбочке под зеркалом. На полочке для обуви вы положите следующую часть. Помните, о чем она? Потом переходите из прихожей в комнату и продолжаете раскладывать текст.
  • Разместив все смысловые кусочки, еще раз обведите взглядом квартиру, проверьте все ли они на своих местах, используя для этого краткие фразы-идеи.
  • Затем представьте, что вы выходите за дверь и запираете ее, и теперь никто не сможет изменить порядок расположения частей.

Этот метод очень эффективный, но он работает только в том случае, если вы достаточно хорошо умеете говорить, то есть связно излагать свои мысли по существу дела, и владеете терминологией, если у вас научное сообщение. Ведь дословно свой доклад вы не запоминали.

Метод «Римской комнаты» Цицерона называют еще методом мест. Он основан не только на образно-ассоциативном запоминании, но и на смысловом. Смысловые приемы в настоящее время считаются основными для запоминания большого объема текстовой информации.

Методика смыслового запоминания

Этот вид запоминания опирается на один из основополагающих законов памяти: чтобы информация сохранилась, мозг должен над ней работать. А смысловое запоминание как раз и предполагает активную мыслительную работу над материалом. И этим, кстати, метод не нравится тем, кто хотел бы научиться усваивать сложную информацию легко, не прилагая усилий. Так не бывает. Овладение любой деятельностью требует усилий, и мнемическая не исключение.

Смысловые приемы имеют отношение преимущественно к запоминанию текста. Они во многом индивидуальны и зависят как от особенностей мышления человека, так и от характера материала, который нужно запомнить. Но есть и несколько общих правил, которых следует придерживаться:

  • Помните, что информация, которую вы хотите запомнить, вам необходима. Убедите себя в этом. Ничто так не мешает усвоению знаний, как убеждение в их ненужности.
  • Старайтесь понять и осмыслить текст. Если изложение слишком сложное, то, читая, «переводите» его на более удобный для вас язык.
  • Не цепляйтесь за отдельные слова, фразы, формулировки. Ориентируйтесь на запоминание смысла, а это невозможно без понимания.
  • Выделяйте основные мысли и не ленитесь составлять план. Он поможет осмыслить текст и разложить по полочкам основные смысловые единицы. Соблюдайте логическую последовательность при переходе от пункта к пункту, осознание связей между пунктами сокращает количество времени на запоминание.
  • Дополняйте главные мысли примерами, они всегда запоминаются лучше сухих теоретических формулировок. Если в тексте примеров недостаточно, придумайте их сами. Пользуйтесь своим опытом, информацией из книг, фильмов, профессиональной деятельности.
  • Задавайте вопросы, они прекрасно активизируют мышление и помогают в понимании сложного материала. Рассуждайте, спорьте с автором и с самим собой. Представьте себе невидимого собеседника и обсудите с ним наиболее спорные моменты.
  • Всегда делайте записи. Во-первых, это позволит вам сосредоточиться на главном, ведь вы будете записывать не все подряд, а только существенное. Во-вторых, более организованная и линейная письменная речь позволит вам упорядочить и систематизировать запоминаемую информацию. В-третьих, записывание подключает к смысловой памяти еще и моторную, что существенно повышает эффективность запоминания.

Кому-то эти советы покажутся слишком сложными. Но если сформировать привычку именно так работать с любым текстом, то все будет запоминаться легко и просто, да и времени потребуется немного. По крайней мере, меньше, чем прочитать тот же текст три раза. А эффективность сохранения информации будет значительно выше.

Не стоит забывать, что смысловое запоминание требует хорошо развитой, свободной речи и приличного словарного запаса. Но и это качество вы разовьете, если будете следовать советам по организации смыслового запоминания.

Прием версификации

Наряду с известными и распространенными приемами мнемотехники, есть довольно оригинальные, но тоже эффективные. Одним из таких способов является метод версификации – это рифмование, стихосложение. Думаю, вы заметили, что стихотворение запомнить легче, чем прозаический текст. Главная причина тут в рифме (хотя и ритм тоже имеет значение). Рифмы играют роль крючочков, которые вытягивают следующую строку. В данном случае тоже устанавливаются связи-ассоциации, но они носят звуковой и ритмический характер.

Этот прием широко используется в школе для запоминания правил и законов. Например, всем известная фраза «пифагоровы штаны на все стороны равны» помогает запомнить, что квадрат гипотенузы треугольника равен сумме квадратов его катетов. А это из русского языка:

Гнать, держать, смотреть и видеть,
дышать, слышать, ненавидеть
и зависеть, и вертеть,
и обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на «е» спрягать нельзя.

Вообще прием версификации можно использовать для запоминания любой информации небольшого объема. Например, последовательности цветов в радуге-спектре: «Как Однажды Жак-Звонарь Головой Сломал Фонарь». Эта рифмованная строчка менее известна, но более интересна, чем привычная: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».

А это порядок расположения планет в солнечной системе: «Мы Ведь Знаем, Мама Юли Села Утром На Пилюли». Но придумывать рифмованные запоминалки можно посоветовать тем, кто вообще любит сочинять стихи.

Очень часто, изучив информацию о приемах мнемотехники, люди скептически хмыкают и не спешат их использовать. Почему? Не потому, что не верят в их эффективность, а так как считают, что проще и быстрее 25 раз повторить, чем сочинять стихотворение, составлять план или придумывать яркую живую картинку, а уж тем более размышлять над сложным и нудным текстом. Это же думать надо!

Вот именно! А зачем вам бессмысленно задолбленная, обрывочная (вся все равно не запомнится) информация? Предложенные здесь приемы не просто мнемотехника, они развивают мышление, и создают привычку правильного, осмысленного запоминания. С их помощью вы сможете по-настоящему овладеть искусством мнемоники.

Видео версия статьи:

В современном мире ежедневно человек сталкивается с различными объемами информации, планами, задачами. Множество людей выступают перед другими людьми, в ходе которого должны красиво и правильно излагать мысли, направлять или вести людей, заниматься обучением и при этом вызывать интерес. Увы, не каждому из нас под силу моментально и качественно вносить в память необходимые данные. Но к счастью, существуют техники для запоминания любого объема и сложности информации. Данные методы называются мнемоника, что в переводе с древнегреческого означает искусство запоминать.

Так, в результате развития памяти мы имеем возможность не только плавно и обстоятельно излагать информацию, т.е. обладать навыками ораторства, но также обладать искусством профессионально ее запоминать, при этом объем и сложность данных может быть любая.

Возможно, в это трудно поверить. Но мы знаем один главный секрет для успешного – это изменение каких-либо данных в картинки (образы), а потом воспроизведение ее в памяти.

Существует множество техник, но в этой статье мы рассмотрим методику запоминания от Цицерона, а также приведем несколько простых, но действенных методов запоминания из мнемотехники.

Причины плохой памяти

Прежде, чем переходить к практической стороне, необходимо понять, что лежит в первопричине плохо развитой памяти.

Отметим, что память у каждого человека разная, и она является избирательной, т.е. для кого-то легко будет запомнить таблицу умножения, прочтя ее один раз, но при этом имя знакомого тот же человек забывает практически сразу. Другие люди эффективно применяют зрительный вид памяти, но простые правила русского языка вспоминают со скрипом. Отчего так происходит?

Существует 5 причин нарушения памяти:

  1. Сниженный или отсутствующий интерес. Это наиболее популярная причина. Сложно вспомнить то, что не интересно и не вызывает желание развиваться в этой области. Для того чтобы запомнить какую-то информацию, необходимо затратить силы и время. Если человек не любит поэзию, то упражнения по заучиванию стихов, будет равносильно подвигу.
  2. Низкая концентрация, невнимание, отсутствие навыков управления вниманием. Сегодня огромный поток информации льется каждый день на человека. Ввиду этого мы вникаем в данные поверхностно, не понимая сути и, порой, не стремясь реализовать полученную информацию на практике. И это становится привычкой. Кстати, одновременное исполнение нескольких задач также влияет на нашу продуктивность.
  3. Отсутствие навыков запоминания. Хорошая память не дается нам от рождения, это навык, который нужно развивать. Ниже будут представлены методики, которые позволят развивать эту способность.
  4. Низкий уровень кислорода, авитаминоз, неправильное питание. Вывод напрашивается сам – принимать только здоровую еду, систематически заниматься физическими нагрузками и прогулки на свежем воздухе.
  5. Депрессивное состояние. Это стало бичом современного человека. И при таком самочувствии вряд ли получится не то что запомнить новую информацию, но и воспроизвести старую. Поэтому рекомендуем приобщиться к активной жизненной позиции и уметь переживать такие состояния.

Теперь можно переходить непосредственно к упражнениям для лучшего запоминания информации. Безусловно, мы представим лишь некоторые методики, которые заработали популярность за счет их эффективности. Однако еще раз подчеркнем, что каждый человек индивидуален, поэтому нужно осознанно и внимательно отвечать на вопросы тестов и подбирать комплекс упражнений. Только при таком подходе результат будет эффективным.

Прогулка по «Римской комнате», или методика Цицерона

Известность Цицерона распространялось по древнему Риму и миру со скоростью света. Его талант ораторского искусство до сих пор ставят в пример современникам. Он обладал уникальным талантом – выступал перед огромнейшей аудиторией, не используя полсказки, записи и иные материалы. Однако был ли это дар или же кропотливый труд над развитием навыков запоминания?

Именно его методику мы рассмотрим в следующих разделах, т.к. он является самым древним методом запомнить любую информацию. Если вы овладеете им, то сможете легко удерживать даты, цифры, слова, фразы и иную информацию. Однако стоит помнить, что главным условием достижения результата – систематический труд, т.е. заниматься нужно каждый день.

Смысл методики

Методы запоминания от Цицерона обладают конкретным смыслом, заключающийся в создании матрицы образов, которые помогают запомнить большие объемы данных, а не только один фрагмент. Первое, что нужно сделать, это сформировать систему, в которой будут строиться образы.

Презентация на тему: "Основы метода ассоциаций"

Этой системой может быть что угодно:

  • помещение;
  • участок;
  • тропинка;
  • знакомая обстановка и т.п.

Если работа происходит с комнатой, то следует мысленно вспомнить все предметы, которые находятся в ней. Желательно в упорядоченном характере. К примеру, по движению часовой стрелки или от одной стены до другой. Не стоит усложнять задание при создании системы для ассоциаций, выбирайте то помещение, что вами хорошо изучено, тогда следующие уровни не вызовут затруднений.

Некоторые авторы предлагают создание кардинально нового помещения, т.е. человек мысленно создает новое жилище, делает планировку и расставляет мебель. Это будет являться плодом вашей фантазии, а значит справится с задачей вам будет легче.

Работая с системой образов «тропинка» можно формировать множество образов, т.к. у такого пути нет конца. В этом случае, Вам нужно по мере движения по системе, перебирать предметы, которые будут встречаться: хижины, камни, люди, цветы, лавки, животные и др.

В качестве системы можно выбрать абсолютное любое удобное место, важное условие – корректно выполнить разбивку на отдельные образы.

Перед началом практики, необходимо четко определиться со схемой, по которой вы будет обходить выбранную систему. Движения не должны быть хаотичными – вы должны упорядочить обход комнат, чтобы не испортить все, что так долго «собиралось».

Важный момент: выберите определённую последовательность движения и задайте тем предметам, что есть в системе ключевые фрагменты речи выступления или презентации.

После того, как Вы создали систему, наполнили ее предметами и задали ключи, следует несколько раз обойти систему (комнату, дорогу…) и воспроизвести заданные критерии. Это же необходимо сделать непосредственно перед презентацией. Цицерон перед каждым выступлением также обходил комнаты и воспроизводил образы.

По истечению определенного времени, каждый кто использовал данную технику, сможет активизировать свою память в нужный момент, прибегая к удобной матрице образов.

Пример использования

Давайте рассмотрим на наглядном примере, как использовать методику Цицерона по запоминанию информации.

  1. Возьмем десять слов, необходимые для запоминания (цифры, события, тезисы выступления, иностранные слова). К примеру, это будут следующие слова: штора, открытка, птица, сметана, упаковка, рот, фен, бубен, книга, динамик. Нужно задать их на конкретные предметы выбранной системы (например, комната). Далее, приступаем к следующему уровню задания.
  2. Возьмите лист, карандаш и запишите все объекты, находящиеся в комнате. Не важно сколько их будет. Главное, что они создают «ниши» для нашей матрицы. Помимо этого, следует запомнить их местонахождение и в каком порядке они находятся. Приблизительный список предметов в комнате: окно, диван, шкаф, телевизор, пуф, торшер, кресло, этажерка, полка, рояль, печь, палас и другое.
  3. Третьем этом является соединение слов из п.2 с местами со списком тезисов для запоминания.

Мнемотехники для быстрого запоминания

Методы запоминания по Цицерону хороши, но существуют и другие приемы мнемотехники:

  1. Рифмуйте данные. Создание стихотворной формы позволяет легче воспринимать информацию и, соответственно, воспроизводить её.
  2. Создавайте фразы из начальных букв информации.
  3. Связка. Данная техника предполагает установление связи полученных данных с эффектным образом. К примеру, нужно запомнить имена присутствующих на собрании –представьте, что каждый из них герой какой-то сказки. Для более детальной связки, наделите персонажей каким-то прилагательным. Например, «кот в сапогах» - огромный кот в кедах.
  4. Зацепки. Суть метода в замене цифровых значений на предметы. Допустим, 0 – ручка, 2 – кот, 3 – баран и т.д.

Какой именно метод подойдет именно Вам, вы не сможете узнать, пока не попробуете. Выберите оптимальный вариант и тренируйтесь каждый день.

Невзирая на технику, которую вы выберете, важно вникнуть в суть метода и применять его так часто, как можно. Профессионала сферы мнемоники поделились секретами работы по методу Цицерона:

  • Нужно применять только интересные связи, насыщенные эмоциями. Помните, что обыденное и неинтересное быстро забывается. Используйте парадоксы, сатиру и юмор при создании собственной матрицы.
  • Применяйте эротические образы. Не секрет, что именно такие образы особенно ярко поступают в наш мозг в виде сигналов. Кстати, маркетологи уверяют, что рекламные плакаты с красивой сексуальной девушкой воспринимаются и запоминаются лучше.
  • Изменяйте характеристики объектов на тропе/помещении/местности. К примеру, окно пусть будет воздушным, а стул – колючим.
  • Парадоксируйте характеристики объектов. Не кладите пижаму в шкаф, а засовывайте шкаф в пижаму.
  • Все ориентиры на себя: тетрадь несите в кармане, привяжите телевизор к руке.
  • Изменяйте форму и размер предметов. Как в примере со шкафом и пижамой.

В результате у вас должен получится следующий мысленный путь (повесть), как пример:

Открыв окно, я обратила внимание на ШТОРУ, застрявшую в створке окна. Далее, я заметила раскиданные ОТКРЫТКИ на диване, они были влажные. На шкафу стояла абрикосовая СМЕТАНА, в ней сидела ПТИЦА. На телевизоре лежала УПАКОВКА, а в ней сидел щенок, который разевал РОТ. К лапе его был привязан ФЕН, стоящий на БУБНЕ. На пуфе стояла маленькая КНИГА с изображением полуобнаженной эротической брюнеткой, в ногах которой стоял ДИНАМИК.

Для успешного воспроизведения по методу Цицерона, следует еще раз сделать обход выбранной системы и убрать вышеупомянутые объекты. Просто? Конечно. Однако здесь требуется вдумчивое изучение тех слов, что вы уже запомнили. Затем, проделайте самостоятельно, не используя подсказки. Мы верим, что у Вас всё получится!

Преимущества работы с памятью


Главными достоинствами вышеперечисленных методов является простота и оперативность усвоенной информации.

Спусти несколько практик, человек сможет полноценно использовать выбранную схему и совершенствовать свою память. Помимо прочего, эти методики позволяют запоминать информацию любого типа при подготовке к презентации, лекции, тренингу, семинару и даже при международном выступлении.

Если вы уже знаете ту аудиторию, перед которой нужно выступить, то она может стать отличной матрицей для создания образов. При этом легкость обусловлена тем, что нет необходимости запоминать большой объем ассоциаций, который может рухнуть по причине отсутствия какой-то детали. К примеру, при необходимости вспомнить конкретную фразу, человек может легко её воспроизвести, вспомнив, к чему он привязал фен, а, следовательно, закончить мысль.

Конечно, есть и другие методы запоминания стихом, цифр и дат, но о них мы будем вести речь в других разделах нашего познавательного и развивающего портала.

Если вам нужно запомнить какие-то числа надолго, то для этого можно воспользоваться следующими мнемотехниками:

Ассоциация с другими знакомыми цифрами. Дейл Карнеги советует запоминать даты, ассоциируя их со знаменательными датами, которые вы знаете. Например, легко запомнить, что Куликовская битва состоялась ровно за 600 лет до Летних Олимпийских игр в Москве.

Система Shedd (система Шед). Небольшие числа, например, исторические даты или короткие телефонные номера, можно выучить методом составления специальной фразы, каждое слово в которой находится в строго определенном порядке и имеет число букв, соответствующее запоминаемой цифре. Например, если вы хотите запомнить число 467, то вам нужно придумать фразу, в которой первое слово будет состоять из 4-х букв, второе — из 6-и, а третье слово — из 7-и букв. Так, числу 467 соответствует фраза «слон бегает галопом» (4, 6 и 7 букв соответственно). Ноль в этой системе часто соответствует слову из 10 или любого большего количества букв.

Рифмы. Часто большое количество цифр удобно запоминать при помощи создания рифм или стихотворений. Этот способ подходит, если вам нужно надолго запомнить определенные цифры, имея возможность потратить на это некоторое время. Так можно легко запомнить, какие знаки идут после запятой в числе «Пи» .

Запоминание имен и лиц

Очень часто нам необходимо запоминать людей, с которыми мы только познакомились. Все мы обычно склонны хорошо относиться к тем, кто помнит наше имя. Для того чтобы быстро и точно запоминать имена и лица людей, существуют следующие мнемотехники.

Проявить интерес к человеку , немного пообщаться, обращаясь к нему по имени. Здесь работают несколько правил запоминания. Во-первых, вы проявляете интерес к человеку, а также получаете о нем информацию, которая может послужить основой для построения ассоциаций с ним. Во-вторых, вы несколько раз повторяете его имя, что также улучшает запоминание.

Ассоциация с другим хорошо известным вам человеком с таким же именем. Например, многие из нас легко запомнят имя человека, если он является вашим тезкой. Также легко запоминаются имена людей, которые совпадают с именами ваших родителей и хороших знакомых. Но даже если у вас нет знакомых с именем человека, которого нужно запомнить, постарайтесь вспомнить известных личностей с такими же именами: актеров, политиков, музыкантов.

Подбор других модификаций его имени. Например, у имени Александр есть несколько модификаций Саша, Сань, Шура. Как только человек представился, попробуйте про себя назвать несколько модификаций его имени.

Написание имени. Подумайте над тем, как пишется имя человека - представьте себе это визуально. Сколько в этом имени букв? Какая буква первая? Ответы на эти вопросы еще прочнее закрепят образ имени человека в вашем визуальном восприятии. Если есть возможность, вы можете даже написать имя человека на бумаге для усиления восприятия.

Запоминание фамилий. Запоминать фамилии можно, пользуясь мнемоническими приемами, основанными на зрительных ассоциациях. Начинать нужно с поиска мысленной замены или модификации фамилии. Например, моя фамилия Буянов может ассоциироваться с островом Буяном из детских сказок, а также с буйным темпераментом. Затем выбирается какая-то заметная особенность человека, например, черта лица или особенность характера (что больше подходит для фамилии Буянов), которую нужно привязать к выбранной ассоциации фамилии.

Запоминание иностранных языков

Языковые мнемотехники будут полезны для запоминания слов, выражений, грамматических правил, форм глаголов и т.п.

Метод фонетических ассоциаций (МФА). Этот метод появился благодаря тому, что во всех языках мира есть слова или части слов, звучащих одинаково, но имеющих разное значение. Более того, в разных языках встречаются слова, имеющие общее происхождение. Например, слово look (смотреть) можно запомнить, ассоциируя его с похожим по звучанию русским словом «лук». А нарезая «лук», мы не можем «смотреть» на него, так как слезятся глаза.

Метод взаимодействия всех ощущений (МВВО). Этот мнемонический подход полезен для тех, кто хочет научиться свободно общаться на иностранном языке. Если слова не будут всплывать в вашей памяти автоматически, то вы не сможете бегло говорить на языке. Поэтому, главное не запоминать иностранное слово как перевод родного слова, а сразу ассоциировать иностранное слово непосредственно с соответствующим ему понятием. Чтобы выучить слово «cup» представьте себе чашку с ручкой, и держа образ в сознании несколько раз произнесите «cup», стараясь не вспоминать слово «чашка».

Введение

Память как способность запечатлевать и сохранять, впечатления дарована человеку с самого рождения, но владеть и управлять ею мы учимся всю жизнь. Люди с древних времен старались изобретать приемы, помогающие запоминать нужную информацию, передавая их из поколения в поколение под общим названием "мнемотехника" (от греч. "мнемо" - память). На протяжении детства ребенок начинает последовательно вступать в права владения собственной памятью.
С точки зрения известного психолога П. П. Блонского, раньше всего дети сохраняют в памяти выполненные ими движения, затем запоминаются пережитые чувства и эмоциональные состояния. Далее доступными сохранению становятся образы вещей, и лишь на самом высоком, последнем уровне ребенок может запомнить и воспроизвести смысловое содержание воспринятого, выраженное в словах.

1. Существует память произвольная и непроизвольная . При непроизвольном запоминании объекты запечатлеваются в памяти без приложения со стороны человека каких-то волевых усилий. При произвольном запоминании человеку необходимо специальное сознательное усилие, чтобы что-то запомнить.

2. Память можно также разделить на непосредственную и опосредованную . При непосредственном (механическом) запоминании процесс сохранения информации происходит без участия мышления, т.е. без осмысления материла, без установления логической структуры и использования ассоциативных приемов запоминания. В обычной жизни это называется "зазубрил". При опосредствованном логикой, мышлением запоминании, материал необходимо предварительно осмыслить.
В дошкольном возрасте у детей преобладает механическое запоминание.

3. Существует также несколько видов памяти, выделяемых по времени сохранения информации: кратковременная память , позволяющая удерживать полученную информацию в течение короткого времени, около 20 секунд; долговременная память , предназначенная для хранения информации в течение длительного времени; оперативная память , удерживающая информацию в течение определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения какого-либо действия или операции. Недостатки каждого из видов памяти приводят к нарушению ее работы в целом.

4. Также память классифицируют по типу запоминаемой информации: зрительная , слуховая , двигательная ; память на слова, цифры, лица и т.д.

5. Память субъективна и подвержена искажениям, т.к. воспоминания видоизменяются после каждого их извлечения.

Двигательная память

Двигательная память обнаруживает себя уже в младенчестве, когда малыш начинает схватывать руками предметы, учится ползать, ходить. В раннем возрасте ребенок учится бегать, прыгать, умываться, застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки. В дошкольном возрасте работа двигательной памяти становится все более сложной. Занятия спортом, танцами, игрой на музыкальных инструментах предполагают умения ребенка запоминать, сохранять и воспроизводить в определенном порядке все более сложные движения. Это, конечно же, требует специальной тренировки под руководством взрослого, который сначала показывает детям последовательность движений, а затем следит за правильностью их выполнения.

Эмоциональная память


Эмоциональная память хранит впечатления об отношениях и контактах с окружающим, предостерегает от возможных опасностей или же, наоборот, подталкивает к действиям.
Например, если вдруг ребенок обжегся о горячий утюг или был исцарапан кошкой, то полученные впечатления могут ограничивать его любопытство в будущем лучше всяких запретительных слов взрослых. Или же ребенок просит родителей о просмотре определенного фильма, который он уже много раз смотрел. Рассказать его содержание малыш не может, но зато помнит, что этот фильм очень смешной. Так действует память чувств.
Особенно богата детская память образами отдельных конкретных объектов, когда-то воспринятых ребенком: вкус напитка и торта, запах мандаринов и цветов, звуки музыки, мягкая на ощупь шерстка кошки и т. п. Это образная память - память на то, что воспринимается при помощи органов чувств: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния. Поэтому образную память подразделяют на зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, осязательную. В связи с тем, что у человека наиболее важное значение имеют зрение и слух, лучше всего обычно развиты зрительная и слуховая память.

Эйдетическая память

У некоторых детей дошкольного возраста встречается особый вид зрительной памяти - эйдетическая память. Ее называют иногда фотографической памятью: ребенок, словно фотографируя, очень быстро, ярко, четко запечатлевает в памяти определенные объекты и потом легко может их вспомнить до мелочей, он как бы снова видит их и может описать во всех подробностях. Эйдетическая память - возрастная особенность дошкольников, при переходе в младший школьный возраст дети обычно утрачивают эту способность.

Д. Б. Эльконин : "Дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем развитии памяти человека. Уже при простом наблюдении за дошкольниками обнаруживается бурное развитие их памяти. Ребенок относительно легко запоминает большое количество стихотворений, сказок и т. д. Запоминание часто происходит без заметных усилий, а объем запоминаемого увеличивается настолько, что некоторые исследователи считают, будто именно в дошкольном возрасте память достигает кульминационного пункта своего развития и в дальнейшем лишь деградирует".
Следует отметить и такую особенность детской памяти. Представления детей о малознакомых вещах часто оказываются смутными, нечеткими и хрупкими. Например, после посещения зоопарка сохранившиеся в памяти ребенка образы животных тускнеют, сливаются, "спутываются" с образами других объектов. Фрагментарность (клочкообразность) детских представлений - это следствие разрозненности их восприятия. Кое-что выпадает со временем, кое-что искажается или подменяется другим. Такая ошибка памяти - прямое следствие незрелости детского восприятия и неумения детей пользоваться своей памятью.

Словесная память

Словесная память - память на информацию, представленную в словесной форме, - развивается у дошкольника параллельно с развитием речи. Задачу припоминания слов взрослые начинают ставить перед детьми уже в раннем детстве. Они спрашивают у ребенка названия отдельных предметов, имена людей, которые находятся с ним рядом. Такое припоминание важно, прежде всего, для развития общения и отношений ребенка с другими людьми. В младшем дошкольном возрасте ребенок особенно хорошо запоминает стихи, песенки и потешки, то есть те словесные формы, которые имеют определенную ритмичность, звучность. Их смысл ребенку может быть не совсем понятен, но они прекрасно запечатлеваются в памяти именно благодаря внешнему звуковому рисунку, к которому ребенок очень чувствителен. Запоминание литературных произведений - сказок, стихотворений - в старшем дошкольном возрасте происходит через развитие сопереживания их героям, а также благодаря осуществлению мысленных действий с персонажами.
Так, в исследованиях Р. И. Жуковской показано, что малыши лучше запоминают стихотворения, в которых они могут прямо поставить себя на место действующего лица. Средние и старшие дошкольники лучше запоминают стихи с помощью активных игровых или мысленных действий. Например, мальчик после троекратного чтения стихотворения запомнил всего 3 строчки; после участия в драматизированной игре по этому стихотворению - 23 строчки; после повторной игры и показа картинок - 38 строчек. Таким образом, активное действие - игровое или мысленное - значительно повышает словесное запоминание.

Логическое запоминание

Для старших дошкольников становятся доступны и элементы логического запоминания, которое основывается не на дословном, механическом воспроизведении материала, а на определенных схваченных ребенком нормах изложения. Этот вид памяти проявляется обычно при запоминании понятного детям содержания. Например, пересказывая сказку, дети могут, не нарушая последовательности изложения материала, упускать какие-то подробности или добавлять свои. Так, если обучать старших дошкольников тому, как осуществлять выбор картинок к слову, чтобы потом по картинкам припомнить слова, то дети постепенно усваивают такие приемы логического запоминания, как смысловое соотнесение и смысловая группировка(по3.М.Истоминой).

Непроизвольная память

Детская память удивительно пластична. Стишки, песенки, реплики героев фильмов и мультфильмов, незнакомые иностранные слова, кажется, словно "прилипают" к ребенку. Ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Он запоминает то, на что обращено его внимание, что произвело на него впечатление, что было интересно. Это непроизвольная память . Психолог П. И. Зинченко, исследовавший непроизвольное запоминание, выявил, что его продуктивность увеличивается в том случае, если задание, которое предлагается ребенку, предполагает не просто пассивное восприятие, а активную ориентировку в материале, выполнение мыслительных операций (придумывание слов, установление конкретных связей). Так, при простом рассматривании картинок ребенок запоминает гораздо хуже, чем в тех случаях, когда ему предлагают придумать какое-то слово к картинке или же разложить отдельно изображения предметов для сада, кухни, детской комнаты, двора и т. п.

Произвольная память

В возрасте четырех-пяти лет начинает складываться произвольная память, которая предполагает, что ребенок заставляет себя запомнить что-то с помощью воли. Самый простой пример проявления произвольной памяти - ситуация, когда ребенок старательно заучивает стихотворение перед утренником. Рассмотрим, как действует произвольная память. Сначала ребенок лишь выделяет задачу: "Надо запомнить стихотворение". Необходимыми приемами для запоминания он при этом еще не владеет. Их дает взрослый, организуя повторение отдельных строчек, затем строф, а также направляет припоминание вопросами "А что было потом?", "А дальше?". Ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания и в конце концов осознает необходимость этих специальных действий запоминания (повторения, прослеживания смысловой последовательности и т. п.).
Существуют особенности развития памяти, связанные с полом ребенка. У мальчиков и девочек скорость созревания различных образований мозга не совпадает, различен и темп развития левого и правого полушарий, которые существенно отличаются по своим функциям. Установлено, что у девочек значительно быстрее идет развитие функций левого полушария по сравнению с мальчиками, а у мальчиков по сравнению с девочками - правого. Какое это имеет отношение к памяти? Учеными выявлено, что левое полушарие в большей степени, чем правое, ответственно за осознаваемые произвольные акты, словесно-логическую память, рациональное мышление, положительные эмоции. Правому же полушарию принадлежит лидирующая роль в реализации непроизвольных, интуитивных реакций, иррациональной мыслительной деятельности, образной памяти, отрицательных эмоций.
Важным моментом в развитии памяти в дошкольном возрасте становится то, что она начинает занимать существенное место в развитии личности ребенка. Ребенок начинает помнить самого себя. Психолог А. Н. Раевский установил, что 10,8 процента наиболее ранних воспоминаний взрослых относятся к двум годам, 74,9 процента воспоминаний относятся к трем-четырем годам, 11,3 процента приходится на пятый год жизни, а 2,8 процента - на шестой. Дошкольник все чаще обращается к взрослым с такого рода просьбами: "Расскажи, какой я был, когда был маленьким", и такого рода вопросами: "А помнишь, вчера ты сказал..." Растущему ребенку важно и интересно улавливать связь между прошлым и настоящим. Так происходит развитие его памяти и становление его внутреннего мира.

Заключение

Важнейшая особенность психики состоит в том, что отражение внешних воздействий постоянно используется человеком в его дальнейшем поведении. Постоянное усложнение поведения осуществляется за счет накопления индивидуального опыта. Наш мозг обладает очень важным свойством. Он не только получает информацию об окружающем мире, но и хранит, накапливает ее. Каждый день мы узнаем много нового, с каждым днем обогащаются наши знания. Все, что узнает человек, может быть надолго сохранено в «кладовых» его мозга.
Память – это основа психической жизни человека, основа нашего сознания. Памятью называют отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал.
Память человека тесно связана с его мышлением, волей, чувствами и другими психическими процессами.
Память необходима человеку. Она позволяет ему накоплять, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт и некоторую часть опыта других людей, которые усваивает человек в виде знаний, умений и навыков.

В заключение, несколько слов о полезной для памяти пищи, которая обязательно должна быть в рационе ребенка.

Во-первых , кормить малыша надо понемногу, но часто, чтобы поддерживать стабильный уровень сахара в крови: это важно для оптимальной работы мозга. Врачи рекомендуют отдавать предпочтение следующей пищи: цельнозерновым продуктам, орехам, семечкам, сыру, жирным сортам рыбы, бобовым, гречневой крупе, фруктам и овощам. В них высока концентрация полезных веществ и витаминов, которые очень полезны для мозга и его кровоснабжения. Очень полезны некоторые виды растительных масел: оливковое, соевое, подсолнечное, арахисовое. А вот "быстрые сахара", содержащиеся в сахаре, конфетах, пирожных, плохо усваиваются в организме и могут вызвать ухудшение памяти. Так что сладкоежкам грозит не только кариес.

Во-вторых , надо дополнять рацион ребенка следующими пищевыми добавками: поливитаминно-минеральными препаратами, витамином Е, рыбьим жиром.

В-третьих , не забывать о физической нагрузке, спорте. Ежедневные полчаса интенсивной физической зарядки улучшают кровоснабжение мозга более чем на 24 часа и помогают крепко спать. Прерывистый сон и недосыпание способствуют забывчивости.

Литература

1. http://www.detskiysad.ru/ (детский сад. ру)

2. http://adalin.mospsy.ru/ (психологический центр «адалин»)

3. http://www.karapuz.kz/ (сайт карапуз)

Вопрос № 10

Понятие о памяти. Особенности развития памяти на разных возрастных этапах.

Память - это психический процесс запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки человеком разнообразной информации.

Существует несколько оснований для классификации видов памяти.

I . Деление памяти по времени сохранения материала,

В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную долговременную и генетическую память:

- Мгновенная или иконическая память представляет собой непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0, Это – память-образ.

- Кратковременная память представляет собой запоминание и сохранение информации на короткий срок после однократного и очень непродолжительного восприятия. Ее длительность в среднем около 20 секунд без повторения.

- Оперативная память – это сохранение материала после его запечатления на время, необходимое для выполнения задачи. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти.

- Долговременная память – это память в интересах длительного сохранения информации после многократного повторения. Это память способная хранить информацию в течении практически неограниченного срока.

- Генетическую память можно определить как такую, в которой информация храниться в генотипе, передается и воспроизводится по наследству.

II . По виду анализатора (преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору).

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.

Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых.

Вкусовая, осязательная, обонятельная память . Роль этих видов памяти в основном сводиться к удовлетворению биологических потребностей или потребностей связанных с безопасностью и самосохранением организма.

III . По характеру запоминаемого материала

Наглядно-образную – представляет собой память на зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные и другие образы.

Словесно-логическая память – это память на смысл изложения, его логику, на соотношение между элементами получаемой в словарной форме информации.

Двигательная память – память на движения.

Эмоциональная память – память на переживания.

IV . В зависимости от приемов заучивания различают механическую и смысловую память.

Механическая память – это запоминание информации в той форме, в которой она воспринимается.

Логическая (смысловая) память представляет собой запоминание смысла изучаемой информации.

IV . По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала (по целеустремленности):

Непроизвольная память предполагает запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение).

Произвольная память характеризуется тем, что специальная мнемическая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.

Процессы памяти

Различают следующие процессы памяти :

Запоминание – представляет собой запечатление в сознании человека полученной информации.

Сохранение – удержание в памяти полученных знаний в течение относительно длительного периода времени.

Забывание исчезновение, выпадение из памяти, т.е. процесс угасания, ликвидации, «стирания» следов, затормаживания связей.

Результаты запоминания и сохранения проявляются в узнавании и воспроизведении .

Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека.

Эффективность запоминания зависит от:

Наличия установки (мотива) на запоминание (чем больше желание запомнить информацию, тем лучше она запоминается);

Важности информации (ценные сведения лучше запоминаются, чем второстепенные);

Сочетания запоминания и применения;

Использования приемов запоминания (составление плана заучиваемого материала, разбиение его на смысловые единицы, разноцветная раскраска основных понятий и определений при их конспектировании и т.д.);

Эмоциональности восприятия информации (все, что связано с чувствами, запоминается лучше);

Осмысления (глубокого понимания) материала;

Количества повторений;

Психического состояния человека и т.д.

Свойства памяти

Память любого человека характеризуется следующими свойствами:

- объем – представляет собой количественные показатели и возможности запечатляемой, сохраняемой и воспроизводимой человеком информации;

- быстрота запоминания – способность человека достигать определенной скорости обработки и использования информации;

- точность воспроизведения – характеристика памяти, которая показывает способность человека качественно и продуктивно отражать основное содержание информации;

- готовность к воспроизведению – способность человека всегда активно использовать всю запечатленную информацию;

- длительность сохранения – свидетельствует о способности удерживать определенное время в своем сознании нужную информацию.

В дошкольном возрасте у детей преобладает механическое запоминание.

В младшем и среднем дошкольном возрасте у ребенка преобладает непроизвольная память: ребенок не умеет и не ставит сознательной задачи запомнить что-либо с целью последующего воспроизведения.

Обычно дошкольники легче запоминают то, что интересно, что вызвало эмоциональное впечатление.

Важнейшее изменение в памяти дошкольника происходи приметно в 4-летнем возрасте, когда память приобретает элементы произвольности.

В старшем дошкольном возрасте память постепенно превращается в особую деятельность, которая подчиняется специальной цели запомнить. Ребенок начинает понимать указания взрослого в отношении того, что запомнить и припомнить, как использовать приемы и средства запоминания.

Однако произвольное запоминание у старших дошкольников продолжает оставаться, главным образом, механическим. Оно осуществляется при помощи повторений, но от повторения вслух дети переходят к повторению шепотом или «про себя».

По сравнению с дошкольниками память детей младшего школьного возраста достигает весьма высокого уровня. Это в первую очередь касается механической памяти, которая за первые три-четыре года учения в школе прогрессирует очень быстро. Несколько ниже темпы развития опосредованной, логической памяти у ребенка.

В младшем школьном возрасте ребенок начинает овладевать приемами смыслового запоминания (классификация, выделение смысловых опор, составление плана и др.)

Если детей младшего школьного возраста с первых лет обучения в школе специально учить мнемоническим приемам, то это может существенно увеличить впоследствии продуктивность их логической памяти.

Процесс усвоения новых знаний ребенком способствует развитию у него произвольной памяти.

В отличие от дошкольника, школьник вынужден запоминать и воспроизводить не тогда, когда захочет, и не то, что ему интересно, а то, что дает и требует от него школьная программа.

В подростковом возрасте активно развивается логическая память и быстро достигает того уровня, при котором ребенок переходит преимущественно к использованию этого вида памяти.

Подросток способен управлять своим произвольным запоминанием, использовать различные мнемические приемы. Воспроизводя учебный материал, большинство детей уже достаточно легко передают смысл прочитанного.

Замедляется развитие механической памяти.

Чаще всего для оценки памятиподростков и юношей предлагается использовать те же методы, что и для оценки их развития в предшествующем возрасте. Однако критерии уровня развития изучаемых психических процессов, конечно, будут другие.